GM и Ford борются за автомобильный рынок Индии

GM и Ford борются за автомобильный рынок Индии

По прогнозам, в течение следующих пяти лет Индия станет третьим по величине автомобильным рынком мира после Китая и США.

Прошло примерно два десятилетия после выхода Ford Motor Co. и General Motors Co. на автомобильный рынок Индии, но компаниям так и не удалось отобрать его большую долю у азиатских конкурентов.

Лидерство по-прежнему удерживают Suzuki Motor Corp. и Hyundai Motor Co., чья рыночная доля составляет 42% и 15% соответственно. Даже Honda Motor Co. и Toyota Motor Corp., пришедшие в Индию после детройтских автопроизводителей, имеют примерно по 5% рынка каждая. Тем временем доля Ford и GM на индийском рынке составляет по 3%.

По прогнозам, в течение следующих пяти лет Индия станет третьим по величине автомобильным рынком мира после Китая и США. Но американские автопроизводители борются с долговым бременем и замедлением роста на домашнем рынке, и они не столь успешно, как японские и корейские компании, предлагают процветающему среднему классу Индии правильные товары, отмечают аналитики и топ-менеджеры отрасли.

"Я считаю, что эти автопроизводители не смогли полностью понять (Индию) и до сих пор ее не понимают с точки зрения продуктов, попадающих в центр внимания руководства, и восприятия ожиданий местных потребителей", - говорит Мохит Арора, исполнительный директор по АТР в J.D. Power & Associates.

Годами гиганты автомобильной промышленности уделяли Индии сравнительно мало внимания и направляли в эту страну мало инвестиций, сосредоточившись вместо этого на гораздо более крупном автомобильном рынке Китая и бизнесе в США и Европе. Однако по мере того, как американский рынок достигает зрелости, а продажи автомобилей в Европе сокращаются, GM и Ford стремятся догнать на рынках Индии и других развивающихся стран Азии своих корейских и японских соперников.

До недавних пор GM и Ford фокусировались в Индии на сегменте дорогостоящих седанов и крупногабаритных кроссоверов, которые проигрывали в популярности недорогим хэтчбэкам.

Примерно три четверти индийского автомобильного рынка занимают небольшие машины стоимостью ниже 10 000 долларов. Ford до сих пор не представила в Индии базовую малогабаритную модель, а GM начала продавать там свой небольшой хэтчбэк Chevrolet Spark лишь в конце 2007 года.

В то же время, в прошлом году продажи в Индии автомобилей Alto стоимостью 4400 долларов от Maruti Suzuki India Ltd, подразделения Suzuki, в три раза превысили сбыт всех автомобилей GM или Ford.

"На мой взгляд, мы до конца не поняли, что требуется от (GM) для превращения инвестиций в устойчивый поток прибыли" с индийского рынка, заявил Стефан Джейкоби, глава GM по международному бизнесу. "Теперь мы намерены исправить это при помощи нашей продуктовой стратегии", - добавил он.

Когда Hyundai вышла на рынок Индии в 1998 году, первым предложенным ей автомобилем стал хэтчбэк Santro. С тех пор ассортимент хэтчбэков Hyundai на индийском рынке расширился до пяти моделей.

Аналитики отмечают, что, по мнению индийских потребителей, обслуживание автомобилей Ford и GM отнимает больше средств и времени, поскольку автопроизводители все еще не создали в Индии широкую сеть дилеров и ремонтных сервисов.

Репутация детройтских автопроизводителей также пострадала из-за отзыва автомобилей в прошлом году.

GM была вынуждена отозвать и отремонтировать 114 000 кроссоверов Tavera, произведенных в Индии, поскольку они не соответствовали стандартам по выбросам в атмосферу. В октябре правительственная комиссия Индии обвинила автопроизводителя в том, что тот сфальсифицировал результаты первоначальных тестов на выбросы, чтобы выпустить кроссовер в продажу.

"Честно говоря, (отзыв) отчасти повредил нашей репутации, и мы работаем над исправлением этой ситуации" через изменения в управлении, сказал Джейкоби.

Тем временем Ford за последние два года пришлось отозвать с индийского рынка почти 300 000 автомобилей для замены неисправных деталей.

Японским автопроизводителям также приходилось отзывать автомобили, но отзывы никогда не достигали такого масштаба.

Одна из причин, по которой американские компании столкнулись с трудностями при принятии верных решений на индийском рынке, кроется в финансовых проблемах в США, считают аналитики. На протяжении большей части прошлого десятилетия обе компании решали собственные проблемы и не могли сосредоточиться на индийском рынке.

Теперь GM и Ford пытаются резко увеличить продажи на индийском рынке за счет выпуска малогабаритных, более дешевых машин, разработанных с учетом предпочтений индийских водителей.

В ходе автосалона, прошедшего в Индии в прошлом месяце, GM презентовала прототип кроссовера под названием Chevrolet Adra. Автомобиль был разработан дизайнерами технического центра GM в Бангалоре и нацелен на растущий сегмент компактных кроссоверов.

В ноябре 2012 года GM представила хэтчбэк Chevrolet Sail U-VA стоимостью 8000 долларов. Следом за ним в феврале она выпустила компактный автомобиль на той же платформе, а в мае - минивэн Enjoy.

По словам Джейкоби, в течение следующих шести лет GM выпустит на индийский рынок 20 новых моделей автомобилей или версий.

Ford в прошлом году запустила в продажу компактный кроссовер EcoSport, который на удивление стал очень популярен. Цена EcoSport начинается от 9000 долларов. В прошлом месяце Ford представила прототип нового компакта Figo, производство которого, по прогнозам, будет запущено в Индии к следующему году.

"Устойчивый рост лучше всего достигается за счет надежной сети дилеров и производственных мощностей, - отметил Джим Фарлей, директор Ford по продажам и маркетингу. - Мы всегда четко понимали, что создание прочного основания требует определенного времени".

Тем не менее, аналитики предупреждают, что американским автопроизводителям понадобится нечто большее, чем несколько новых продуктов, чтобы обогнать азиатских конкурентов в гонке за лидерство на индийском автомобильном рынке.

"Я полагаю, что прежде чем они добьются значимого объема, пройдет от трех до пяти лет при следующих двух условиях: общий объем рынка будет расти и этим компаниям удастся выстроить в Индии правильную стратегию в плане запуска нужных продуктов по приемлемой цене", - указал Дип Мукерджи, директор по корпоративным рейтингам компании India Ratings & Research, входящей в Fitch Ratings Inc.