Новое мышление для ЕС: банковский союз на фоне федерализации

Автор
Новое мышление для ЕС: банковский союз на фоне федерализации

Начало нового политического сезона продолжило актуальную дискуссию внутри Евросоюза.

Начало нового политического сезона продолжило актуальную дискуссию внутри Евросоюза относительно принятия и эффективной реализации дальнейших мер по преодолению финансово-экономического и долгового кризиса, восстановлению доверия внешних инвесторов, укреплению евро, созданию рабочих мест, обеспечению экономического роста.

На фоне политической и экономической суматохи, которая сопровождает такое обсуждение, европейские чиновники и эксперты расходятся в своих прогнозах относительно будущего большого проекта под названием Европейский Союз. Чаще всего рассматриваются три сценария.

По первому, оптимистическому, все будет хорошо. Ценой огромных политических и финансовых сверхусилий мощные экономики Европы при поддержке меньших все же вытянут из экономической пропасти проблемные страны, которые, в свою очередь, добросовестно проведут определенные реформы, подтянут пояса, сократят бюджетные аппетиты. При этом зона евро будет не только сохранена, но и станет еще больше интегрированной, укрепленной, хорошо управляемой.

Второй вариант развития событий не исключает выхода некоторых кризисных стран, в первую очередь Греции, из еврозоны. Экономические последствия этого не будут иметь долговременного негативного характера. В краткосрочной перспективе евро, конечно, несколько девальвируется, но, избавившись от экономического балласта, постепенно возобновит потерянные позиции. Во всяком случае, Германия, Франция, а вместе с этими «локомотивами» и остальные добросовестные европейских середнячки об этом позаботятся. Хотя, конечно, имиджевые потери в контексте глобальных мировых процессов станут для ЕС ощутимыми.

Еще один сценарий прогнозирует сохранение зоны евро в нынешнем составе, но при условии объявления государственного долгового дефолта некоторых кризисных стран. В границах международно-правовой практики такие решения являются досадными, но вполне возможными. В то же время на фоне, опять же, политических потерь экономисты утверждают, что и после дефолта жизнь продолжается. И через несколько лет, пусть только мировой кризис ослабится, спираль истории выведет экономики на очередной виток развития.

Понятно, что Евросоюз сегодня напропалую ведет борьбу за первый, оптимистический, сценарий. И стратегия его реализации подтверждает устойчивую тенденцию к выдвижению дальнейших инициатив, направленных на введение изменений в Соглашение о ЕС и другое европейское наднациональное законодательство. Это непопулярные, сложные, дискуссионные шаги. Но о них сегодня уже официально заявлено, ведь, как поняли европейские политики, без этого будущее ЕС невозможно.

Отмеченные изменения рассматриваются как стратегические мероприятия, рассчитанные на долгосрочную перспективу, с целью выведения Евросоюза на новый качественный уровень интеграции в экономической, финансовой, монетарной, а также политической сферах в контексте введения так называемого «банковского союза». Такую позицию поддерживают и разделяют Президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, Президент Европейского совета Герман Ван Ромпей, Президент Европейского центрального банка Марио Драги, Президент Еврогруппы, премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, значительная часть депутатов Европарламента.

Свое видение состояния и перспектив реформирования ЕС, в том числе в контексте пересмотра международно-правовой базы существования организации, Президент Еврокомиссии Баррозу обнародовал 12 сентября в Страсбурге во время ежегодного обращения к депутатам Европарламента. С высокой трибуны Баррозу официально и публично озвучил призыв к «федерализации национальных государств». Ни в этом ли выражено его понимание возможных изменений к Соглашению о ЕС? «Глобализация нуждается в большем единстве... Европа нуждается в новом направлении. Это направление не может основываться на старых идеях. Европа нуждается в новом мышлении», - заявил Баррозу, чем вызвал бурю оваций евродепутатов.

Отмеченные процессы происходят на фоне дискуссии относительно необходимости эффективного соединения между введением долгосрочных решений, которыми является изменение Соглашения о ЕС, с принятием неотложных мер на короткую и среднюю перспективы с целью реагирования на имеющиеся негативные кризисные явления в сфере экономики и финансов.

В частности, Президент Европарламента Мартин Шульц придерживается мнения, что с целью скорейшего преодоления кризиса необходимо максимально использовать имеющиеся положения Соглашения о ЕС, ведь перспективы его изменений являются очень противоречивыми, сложными по процедуре и долговременными.

Брюссельский журналист Ян Вишарт, который специализируется на общеевропейской политической и экономической проблематике, констатирует, что уже на сегодняшний день дискуссия о необходимости изменений Соглашения о ЕС вызвала много скептических позиций. Он приводит позицию неназванного высокопоставленного чешского политика, который выражает убеждение, что дискуссия о необходимости таких изменений приведет к еще большему углублению дестабилизации в отношениях между странами Евросоюза и внутри самих стран-членов. В частности, против дальнейшей общеевропейской интеграции и уступок Брюсселю в части национальных суверенитетов выступают националистические политические силы.

Член Европарламента Эндру Дафф (политическая группа Альянса либералов и демократов за Европу, Великобритания) считает, что работа над изменением Соглашения о ЕС должна быть введена решением очередного саммита в декабре с перспективой принятия и вступления в силу к весне 2015 года, когда начнут деятельность новые составы Еврокомиссии и Европарламента.

Также важным является мнение по этому вопросу председателя комитета Европарламента по международным делам Ханнеса Свободы (политическая группа Прогрессивного альянса социалистов и демократов, Австрия). Он считает, что изменения к Соглашению о ЕС необходимы, но дискуссия относительно них на сегодняшний день может только помешать проведению первоочередных мероприятий по преодолению кризиса, а значит, этот вопрос ныне не ко времени.

Поэтому, наряду со стратегическими решениями, руководство ЕС пытается осуществлять тактические шаги, которые преимущественно не нуждаются в изменении наднационального законодательства. Сегодня эксперты Европейского совета, Еврокомиссии, ЕЦБ и Еврогруппы продолжают пазработку плана (дорожной карты) относительно введения более крепкого политического и экономического союза в границах организации, об этом было принято решение 28-29 июня на предыдущем саммите ЕС. Планируется, что отмеченный план будет вынесен на рассмотрение очередного заседания Европейского совета (саммита ЕС на уровне глав держал и правительств), которое состоится 13-14 декабря. Здесь речь идет об укреплении, расширении полномочий Еврокомиссии и ЕЦБ через введение механизма банковского надзора с созданием под их эгидой специального органа по контролю, надзору над банковскими системами стран-членов; создание общеевропейского фонда гарантирования выплат вкладов клиентам банков; централизация и гармонизация единого банковского законодательства и укрепление позиций ЕЦБ.

Предложения относительно отмеченных мероприятий на короткую и среднюю перспективы по созданию "банковского союза" также были обнародованы на этой неделе.

Руководство ЕС и некоторые лидеры государств-членов считают, что кризис в организации невозможно преодолеть без введения изменений в наднациональное законодательство. Отмеченные изменения должны укрепить процессы политической, экономической, монетарно-финансовой интеграции внутри ЕС, усилить полномочия руководящих институтов организации, ослабив, в то же время, национальные суверенитеты стран-членов.