Профессор MIT: Чему Bitcoin может научить Украину

Профессор MIT: Чему Bitcoin может научить Украину

Как криптовалюта биткоин имеет перспективы развиться в глобальную среду обмена.

Об этом говорится в статье профессора Массачусетского технологического института (MIT) Андрея Кириленко для forbes.ua.

Как и везде в мире, финансовая система Украины скопирована с шаблона, в котором третья сторона – посредники (банки) – выступает агентом, уполномоченным проводить финансовые операции между конечными пользователями – людьми, компаниями, государственными учреждениями. Посредники уполномочены собирать депозиты, осуществлять платежи, эмитировать долговые инструменты, торговать национальной и иностранной валютой, продавать и покупать облигации правительства и т.д. Как часть такого шаблона существует центральный орган (Национальный банк), который сам по себе не оказывает финансовых услуг, но имеет власть лицензировать, осуществлять надзор, регулировать и время от времени оказывать экстренную финансовую помощь посредникам.

Мировой финансовый кризис, который начался в 2008 году, нанес сокрушительный удар по доверию к финансовым системам США и Европы. В результате отношение к шаблону, основанному на посредникax, находится под вопросом на глобальном уровне. После того как налогоплательщики годами оплачивали растущие комиссии за услуги спорного качества, они должны были спасать банки, которые продолжали начислять себе непомерные бонусы.

Затем, 31 октября 2008 года, в один из наихудших периодов финансового кризиса, некто по имени Сатоши Накамото – этот человек до сих пор остается неизвестным – выложил в интернете статью с архитектурой системы платежей, которая работает напрямую между пользователями (peer-to-peer), и для того чтобы функционировать, не нуждается в третьей стороне – посреднике. Более того, предложенная система прямых платежей основана на криптологическом алгоритме, который технологически превосходит существующие системы платежей, из которых хакеры воруют все больше и больше денег.

Коротко, биткоин – это протокол, который состоит из двух частей. Первая – это криптовалюта, называемая биткоин, которая может быть использована как средство платежа, обмена и сохранения стоимости вне контроля какими-либо центральными банками и другими органами. Вторая часть – это электронная пиринговая платежная система с децентрализованным публичным реестром, который называется "цепочка блоков". Протокол обрабатывает, проверяет и записывает в децентрализованном публичном реестре последовательные блоки транзакций между пользователями в обмен на эмиссию некоторой суммы криптовалюты и комиссию за осуществление транзакций.

Как криптовалюта биткоин имеет перспективы развиться в глобальную среду обмена, но этого может и не произойти. А вот "цепочка блоков" уже показала себя как действительно мощная инновация и в смысле ее математического дизайна, и в смысле системы стимулов, обеспечивающих ее функционирование.

Доверие к этой децентрализованной платежной системе сформировалось благодаря ее криптографическим свойствам, основанным на математике. Они базируются на доказанной формуле, а не на доверии к каким-то центральным банкам. Нет необходимости доверять друг другу, иметь банковские счета или кредитные карты, иметь доступ к надежной финансовой инфраструктуре и законам. Пользователям лишь необходимо доверять математическим основам "цепочки блоков".

Это то, чего сегодня не хватает Украине – строгого, понятного процесса, направленного на то, что нужно делать с искалеченной банковской системой. Алгоритма, который может вернуть доверие к банкам и гривне. Напротив, сейчас каждый раз, когда НБУ что-нибудь делает, доверие только разрушается все больше и больше. Кажется, что даже не имеет значения, что именно делает центральный банк. Из-за отсутствия доверия реакция на любые действия НБУ всегда отрицательная.

Каким бы мог быть процесс возврата доверия? Я могу рассказать из своего опыта. В июле 2010-го Акт Додда-Фрэнка о реформировании Уолл-Стрит и защите инвесторов стал законом. Перед федеральным правительственным регулятором CFTC (US Commodity Futures Trading Commission), частью которого я был, была поставлена задача конвертировать идеи, заложенные в закон, в десятки нормативных актов. Моя работа как главного экономиста состояла в обеспечении того, чтобы эти нормативные акты имели под собой прочные экономические основания, без которых они тут же будут оспорены в судах, где можно и проиграть. Моя проблема заключалась в том, что было очень мало подходящих людей и очень много задач. Плюс, в соответствии с законом, все должно было быть сделано за один год.

Я прошел через это, создав процесс, который состоял из трех частей.

Во-первых, была разработана схема, цепь шагов, алгоритм, который позволял осуществлять экономический анализ любого нормативного акта. Схема совершенствовалась и пересматривалась, но главное, что всему процессу был дан импульс.

Во-вторых, были созданы ударные группы экономистов, которые специализировались на конкретных направлениях: торговли, клиринга, защиты средств клиентов и т.д. Члены этих групп были включены во все команды, которые разрабатывaли проекты нормативных актов. Таким путем специализированная экспертиза аккумулировалась очень быстро, и работа была значительно ускорена.

В-третьих, была создана "ситуационнaя комнатa", в которой кипела энергия и где для корректировки процесса я проводил периодические совещания с участием всех ударных групп. Эти совещания были необходимы для того, чтобы убедиться – схема соблюдается по всем направлениям, а решения, разработанные для одного направления, быстро применяются к другим.

После того как всем в агентстве стало понятно, что такой процесс приносит качественные результаты за беспрецедентно короткое время, появилось доверие. Доверие именно к процессу, а не к конкретным специалистам.

Через два года после создания процесса я ушел в MIT, многие члены групп также перешли на другие работы, а процесс остался и продолжает функционировать. CFTC и сейчас остается наиболее эффективным в США регулятором с точки зрения реализации Акта Додда-Фрэнка. Я был только частью сотен преданных делу сотрудников, которые упорно трудились, чтобы это произошло. И я уверен, что без наличия процесса случилась бы одна из двух вещей: либо меня бы уволили и наняли другого, кто бы смог наладить процесс, либо регуляторное агентство не выполнило бы закон.

Простой процесс, подобный этому, может и должен быть налажен для того, чтобы реструктурировать банковскую систему Украины. И не говорите, что в украинской банковской системе все так сложно. Вывести рынок деривативов размером в $600 трлн из тени – это действительно сложно. В сравнении с этим банковская система Украины – это статистическая погрешность.