Газпром: Нужно политическое решение о снижении добычи газа в РФ

Газпром: Нужно политическое решение о снижении добычи газа в РФ

Российский рынок газа перекошен завышенными заявками на поставку газа, которые не выбираются год от года.

Для исправления ситуации производителям надо сокращать добычу, считают идеологи российского рынка газа в "Газпроме".

"Необходимо вмешательство государства и принятие политического решения по оптимизации объемов добычи и поставок газа на внутренний рынок", - пишет корпоративный журнал монополии в статье, анонс которой размещен на сайте компании.

Систематическое завышение прогнозных объемов потребления газа в России наблюдается из года в год на всех уровнях - от конкретного предприятия до профильных ведомств. Даже с учетом корректировок в течение года в сторону снижения планов добычи газа ежегодный объем нереализованных по ценам ФСТ ресурсов составляет значительную величину.

Правительством РФ в 2006 году в целях поддержки мер по приватизации энергокомпаний были установлены контрольные цифры поставки газа тепловым электростанциям на 2007-2010 годы. В итоге за указанный срок превышение прогноза над фактическим потреблением составило в совокупности 45 млрд куб. м газа; в 2011 году - 26,4 млрд куб. м, в 2012 году оно превысило 30 млрд кубометров.

"Мощности по добыче создаются под давлением избыточных корпоративных запросов, но рынок не принимает их директивы. Если государственная политика направлена на поэтапное умеренное повышение цен на природный газ, то запланированные цифры по добыче целесообразно оптимизировать с учетом реальностей рынка. Такая мера не может рассматриваться как "нерыночная", поскольку если ее не принять, то газоснабжение пойдет в сторону, обратную макроэкономической политике, которая направлена на формирование эффективной рыночной экономики России", - пишет издание.

В статье указывается и другой порок национального газового рынка - региональное перекрестное субсидирование, когда стоимость газа в субъектах РФ, наиболее удаленных от основных центров газодобычи, искусственно занижается относительно его реальной стоимости с учетом расходов на транспортировку до этих регионов. Из-за этого в торгах, где газ продавался по свободным ценам, предприятия запада и юга России не участвовали.

Моделирование будущих спотовых торгов газом показывает, что при сохранении сложившейся ситуации цены на них будут существенно ниже цен ФСТ РФ, а доминирующими покупателями станут предприятия регионов, расположенных вблизи от мест добычи. При этом на территориях западных и южных регионов образуется переизбыток газпромовского газа по регулируемым ценам, вытесненного из восточных субъектов РФ дешевым биржевым газом. Зафиксированные в этих условиях ценовые индексы биржевой и электронной торговли не будут отражать реальных издержек по добыче и транспортировке газа и не станут объективными индикаторами рынка. Зато появится искушение объявить такого рода цены "рыночными" и "объективными" с последующим предложением взять их за основу при индексации регулируемых оптовых цен на последующий год.

При этом действующий в отношении "Газпрома" запрет на продажу газа по ценам, отличным от утверждаемых ФСТ оптовых, снижает его конкурентные возможности. В итоге "Газпром" будет нести существенные убытки как от продажи газа ниже регулируемой цены на бирже и ЭТП, так и от реализации его по ценам ФСТ в регионах с перекрестным субсидированием. Все эти явления будут иметь место на фоне наблюдающегося в последние годы снижения платежной дисциплины со стороны коммунально-бытовых предприятий и потребителей республик Северного Кавказа, отмечает корпоративный журнал.