Как в Украине происходит "виртуальный реверс" газа?

Автор
Как в Украине происходит "виртуальный реверс" газа?

Реверсные поставки газа из Европы, о которых заявила Украина, на самом деле являются "виртуальным реверсом".

"Газ переходит границу (российско-украинскую - ред.) и тут же возвращается обратно в Украину его новым владельцем",— сообщил источник "Коммерсанта-Украина" в Минэнерго. То есть, НАК "Нафтогаз Украины" закупает газ в Европе по схеме, описанной ранее главой "Газпрома" Алексеем Миллером. Но "мы не видим в этом никакого нарушения закона", - заявил собеседник издания в украинском министерстве.

По его словам, это подтверждает, что цена российского топлива для Украины завышена, потому что газ "Газпрома", выкупленный в Европе после пересечения украинской границы, "обходится "Нафтогазу" на 7% дешевле", чем прямой импорт из России. Реверсный газ из Европы в январе стоил "Нафтогазу" 390 дол. за 1 тыс. кубометров, пишет издание, в то время как цена "Газпрома" — 406 дол.

Украина начала реверсные поставки из Польши по контракту с немецкой RWE в конце прошлого года. В ноябре-декабре 2012 года "Нафтогаз" закупил у RWE 52,7 млн кубометров и еще 46,7 млн — в январе этого года. В прошлый четверг Премьер Николай Азаров, будучи в Будапеште, объявил, что "Нафтогаз" начинает реверсные поставки газа из Венгрии, причем объем поставок из из Венгрии может достичь 4,2 млрд кубометров.

В совокупности, речь может идти о 5 млрд кубометров экспорта из Европы, что составляет 12% от контрактных обязательств "Нафтогаза" перед "Газпромом" по take-or-pay и 20% от фактических объемов, купленных украинской компанией в России за прошлый год. Эксперты утверждают, что схема законна. "Права "Газпрома" на транспортируемый газ заканчиваются как раз на приграничной газоизмерительной станции, где российский газ переходит в собственность европейской компании. Поскольку в Евросоюзе разрешен реэкспорт газа, что учитывается и в европейских контрактах "Газпрома", новый владелец имеет полное право продать газ в любую страну, включая Украину",— говорит глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.