Реформы в долговой и налоговой политике будут продолжены

Автор
Реформы в долговой и налоговой политике будут продолжены

Реформы в долговой и налоговой политике будут продолжены – стратегия развития системы управления госфинансами.

Правительство Украины намерено продолжить реформы в сфере государственных финансов, запланировав, среди прочего, введение ограничения на размер внутреннего государственного долга в иностранной валюте, сокращение в 2013-2014 годах ряда налоговых льгот, переход к системе налогообложения недвижимости на основе стоимости, а также сокращение количества исключений из общих правил проведения государственных закупок.

Соответствующие изменения запланированы в стратегии развития системы управления госфинансами, утвержденной правительственным распоряжением 1 августа 2013 года (№774), но обнародованной на веб-сайте парламента лишь в конце октября.

Стратегией предусматриваются изменения не только в сфере налоговой и долговой политики, но и в сфере управления ликвидностью, регулирования квазифискальных операций, а также государственных инвестиций.

Стратегия развития системы управления госфинансами продолжит ряд документов, предусматривающих обновления в бюджетной системе: концепцию развития системы управления госфинансами правительство утвердило в сентябре 2012 года, а с октября-2007 действует правительственная стратегия модернизации системы управления госфинансами.

В налоговой сфере новой стратегией предусматривается, среди прочего, повышение ставки налога на выбросы в атмосферу двуокиси углерода, пересмотр критериев для получения права на автоматическое возмещение НДС.

"Объем теневого сектора экономики свидетельствует о том, что совершенствование системы взимания налогов и сборов может значительно увеличить налоговые поступления", - отмечается в документе.

Относительно госзакупок, в документе констатируется наличие ряда проблем в применении профильного законодательства, обусловленных постоянным внесением непоследовательных изменений: в течение 2011-2012 года было внесено 16 изменений, большинство из которых ограничивают действие закона на закупки определенных товаров, работ, услуг и субъектов.

"Остается низким уровень конкуренции при проведении процедур закупок (среднее количество участников составляет 2,8 участника на процедуру), что обусловлено недоверием субъектов хозяйствования", - подчеркивается в стратегии.

Помимо того, в документе отмечается сохранение высокого уровня применения неконкурентных процедур: в 2012 году доля процедур закупок у одного участника составила 30% в общем количестве проведенных процедур и более 50% в их общей стоимости, что отчасти связано с необходимостью закупки коммунальных услуг у монополистов.

В целом, согласно стратегии, процесс модернизации системы госзакупок продлится в 2013-2017 годах: помешать выполнению поставленных задач могут риски, связанные с наличием лоббистских групп влияния, заинтересованных в сохранении несовершенного законодательства в сфере госзакупок

В сфере госинвестиций стратегией предусматривается обеспечение оптимизации направлений их осуществления, разработка эффективной системы оценки инвестиционных проектов, а также определение условий привлечения внешних экспертов и независимых научно-исследовательских организаций к проведению финансово-экономической экспертизы государственных инвестиционных программ.

При этом запланирована переориентация госинвестиций в социальную инфраструктуру и инновационные программы, выполнение которых обеспечит переход экономики к высокотехнологичному и наукоемкому производству.

В разделе стратегии, посвященном управлению ликвидностью и госдолгом, отмечается целесообразность проработки вопроса создания органа по управлению средствами единого казначейского счета в контексте статье 22 закона о центральных органах исполнительной власти (путем формирования вспомогательного органа).

Кроме того, в документе подчеркивается, что рост объема госдолга связан, прежде всего, со значительным дефицитом госбюджета, что требует введения соответствующих ограничений на законодательном уровне.

Прежде всего, необходимо учитывать отношение государственного внешнего долга к годовому экспорту товаров и услуг отношение объема совокупных платежей по обслуживанию госдолга к доходам госбюджета", - указывается в документе.

Расширение перечня целевых индикаторов для улучшения контроля за госдолгом запланировано на 2014-2015 годы.

При этом, согласно стратегии, необходимо сформировать систему регулирования местных заимствований ограничительного характера.

Планируется также увеличение средневзвешенного срока погашения госдолга путем использования долгосрочных долговых инструментов, ограничение объема предоставления госгарантий на уровне 5% доходов общего фонда госбюджета в течение года начиная с 2016 года, а также разработка методики оценки влияния условных долговых обязательств.

Документом также предусматривается проработка вопросов консолидированного управления средствами Пенсионного фонда Украины и фондов общеобязательного государственного социального страхования, а также консолидация средств субъектов сектора госуправления на едином казначейском счете с целью повышения уровня управления ликвидностью и контроля рисков при размещении временно свободных средств.

Предусматривается также усиление контроля и регулирования квазифискальных операций: на 2014-2017 годы запланирована проработка вопроса обеспечение учета дефицита бюджета и долга сектора общего государственного управления.

Среди запланированного также постепенный переход к системе среднесрочного бюджетного прогнозирования и планирования.

"Целью развития этой составляющей является обеспечение последовательности и предсказуемости бюджетной политики в среднесрочной перспективе, усиление бюджетной дисциплины… Практический опыт государств, которые ввели систему среднесрочного бюджетного планирования, свидетельствует о том, что процесс его внедрения происходил постепенно и в среднем около десяти лет", - указывается в документе.

Впрочем, в стратегии указывается, что среди рисков, которые могут помешать выполнению этой задачи, значительная волатильность основных макроэкономических показателей и сложность их прогнозирования на среднесрочную перспективу.

Документом также предусматривается содействие принятию закона о государственном стратегическом планировании, предусматривающего, в частности, введение трехлетнего планирования деятельности министерств и центральных органов исполнительной власти.

Повышение ответственности министров за состояние дел в соответствующей сфере государственного управления планируется путем внесения поправок к законам о Кабинете министров и о центральных органах исполнительной власти.

Согласно стратегии такие изменения позволят, среди прочего, концентрировать ресурсы госбюджета на приоритетных направлениях и задачах.

[news id="849624"]