Британские ученые хотят получить пробы воды из реликтового озера

Британские ученые хотят получить пробы воды из реликтового озера

Исследователи из Великобритании рассчитывают на сотрудничество с российскими коллегами и хотят сравнить пробы воды, полученной из двух озер.

Команда британских исследователей намерена в декабре 2012 года осуществить смелый проект, пробурив 3-километровую скважину к подледниковому озеру Эллсуорт в Антарктиде, и получить пробы воды, которая на протяжении сотен тысяч лет была скрыта под толщей льда. Как сообщает британская газета "Файнэншл таймс", если на пути ученых из Соединенного Королевства не возникнет непредвиденных трудностей, они могут опередить участников российской антарктической экспедиции, которые также в декабре планируют поднять на поверхность образцы воды из озера Восток.

В начале февраля этого года российские исследователи достигли поверхности реликтового водоема на глубине в 3769,3 метра, однако, по словам начальника экспедиции Валерия Лукина, пробы жидкой воды не были взяты из-за опасности загрязнения. В итоге, лишь в новом летнем антарктическом сезоне, который начнется с наступлением зимы в северном полушарии, будет разбурен ледовый слой, образовавшийся из воды Востока - крупнейшего из более 140 озер, обнаруженных под ледовым щитом Южного полюса. Именно эти образцы, происхождение которых не будет вызывать сомнений, станут объектом самого пристального изучения в российских научных лабораториях.

Британские ученые, в свою очередь, с началом полярного лета сконцентрируются на том, чтобы достичь поверхности озера Эллсуорт, расположенного на противоположной оконечности континента, примерно в двух тысячах км от научно-исследовательской станции "Восток", где проводят исследования россияне. Британцы будут использовать другую технологию бурения, под давлением подавая в шахту воду, нагретую до температуры 90 градусов. Скорость бурения должна составить 0,5-1 м в минуту, таким образом пройти сквозь трехкилометровую толщу льда планируется за 100 часов непрерывной работы. Данный план выглядит весьма смелым, тем более, что у британцев не будет запасного генератора и второго бура. Тем не менее, при планировании был учтен ряд прошлых ошибок - так 3,5-километровый буровой шланг будет бесшовным, чтобы исключить вероятность разрыва. При проведении испытания шланг, состоявший из 400-метровых секций, на одном из этапов не выдержал давления.

Существует еще одно существенное отличие российского проекта от британского. Для того, чтобы обеспечить экологичность работ и не загрязнить озеро, россияне использовали эффект разницы давлений. Когда бур пробил ледовый слой, вода из Востока поднялась на несколько десятков метров вверх по скважине с буровой жидкостью из керосина и фреона, которая, в свою очередь, не имела возможности попасть в водоем. Британцы же стерилизовали все элементы буровой установки, и заборники проб и будут подавать в шахту специально очищенную фильтрацией и ультрафиолетовым излучением горячую воду.

Исследователи из Соединенного Королевства рассчитывают на сотрудничество с российскими коллегами и намерены сравнить пробы воды, полученной из двух озер. Еще в феврале инициатор проекта гляциолог Мартин Сигерт из университета Эдинбурга поздравил россиян с их достижением, выразив надежду на то, что находки ученых из двух стран помогут лучше понять природу столь необычных и хрупких экосистем, как древние подледниковые водоемы.

"В течение многих лет мы высказывали предположения о том, что в этих уникальных условиях тысячелетиями могли эволюционировать новые формы микроорганизмов, - отметил участник британского проекта Джон Пэрнелл. - Когда мы возьмем пробы воды из Эллсуорта и доставим их в Великобританию, то попытаемся найти в них следы химических соединений, которые такие организмы могли производить".

Открытия, что глубины Востока или гораздо меньшего по размерам Эллсуорта сулят ученым, могут стать очередным доказательством того, что жизнь может существовать даже в самых суровых условиях. К проектам проявляет большой интерес Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства , так как водные океаны, скрытые под ледяной поверхностью некоторых спутников Юпитера и Сатурна, по ряду признаков похожи на антарктические озера и также могут оказаться обитаемыми. В 2013-2014 годах к "антарктической гонке" намерены присоединиться американские ученые, пробурив шахту к озеру Уиллинс, которое, в отличие от двух других, не полностью изолировано льдом и соединяется с несколькими другими подледными водоемами.