"Всемирная паутина" театра

"Всемирная паутина" театра

Российский театр в новом сезоне начнет бурную экспансию в Интернете, а интернет-технологии ворвутся в театральную жизнь.

Однако пока многим труппам хотелось бы избежать этой модной "гибридизации". "Мы не можем не замечать Интернет", - подчеркнул художественный руководитель Александринского театра в Петербурге Валерий Фокин в интервью газете "Известия". Многие театральные деятели давно не сомневаются в том, что выход в Сеть дает массу преимуществ: от популяризации спектаклей до создания нового художественного языка. Зрители, которым не по карману билет в театр, которые не успевают посещать спектакли из-за работы или учебы или просто живут в глубинке, могут посмотреть постановку в Интернете в видеозаписи или онлайн.

Впрочем, театр в Сети – куда более сложное явление. Здесь возможны и интерактивные спектакли, вовлекающие в действо зрителей. Тем самым они становятся соавторами проекта и, например, активно придумывают новые сюжетные ходы.

Кстати, и в предыдущие сезоны театр в России постепенно обживал Интернет. С 2004 года проходит фестиваль "Театральная паутина", в рамках которого спектакли одновременно идут и в зрительном зале, и в прямом интернет-эфире. 2 года назад заработал проект "Свободная площадка", который позиционируется как интернет-театр. В октябре 2010 года он показал спектакль о поэте Сергее Есенине "Хулиган". Постановку смотрели и зрители, и интернет-пользователи на портале "Театр ТВ".

У главного российского музыкального театра – Большого – есть свой канал на сайте YouTube. И теперь его оперы и балеты могут смотреть в режиме реального времени поклонники театра по всей России. На сайте YouTube есть и коллекция видеоверсий лучших столичных спектаклей. Это воплощение идеи властей Москвы.

Не так давно столичный театр "Мастерская Петра Фоменко" предложил всем тем, кто хочет посмотреть спектакль "Одна абсолютно счастливая деревня" по повести Бориса Вахтина, записаться в лист ожидания. "Очередь растянулась на 5 лет вперед. Сейчас "Мастерская Петра Фоменко" транслирует много спектаклей в Интернете и до конца года наметила еще 2 трансляции премьер", - пояснил Игорь Овчинников.

Другой пример интернет-театра – моноспектакль "Приключение на длинной дистанции" актрисы Оксаны Мысиной. Она давала его по скайпу около года назад. Представление стало частью международного проекта "Вокруг света", разработанного румынским режиссером Аной Маргинеану. Проект включал спектакли из 9 стран, в том числе России, Германии, Австралии, Греции, Румынии. Актриса сыграла роль женщины, находящейся под домашним арестом по политическим причинам, в своей московской квартире.

А ее аудиторией стала американская публика. В Нью-Йорке были установлены экраны, транслировавшие представления проекта из разных стран. "Импровизация по Интернету мобилизует актерскую природу", - заметила Оксана Мысина.

Впечатления от видеоверсий спектаклей – всегда "усеченные", полагает главный редактор газеты "Дом актера" Ольга Галахова: "Переводить театр в любое видеоизображение - тяжелое дело. Тут недостаточно просто поставить камеру. Качество съемок телеспектаклей резко упало, скуден список профессионалов, которые могут перевести спектакль в формат видеоизображения".

В итоге лишь считаные театры делают интернет-версии спектаклей адекватными. Спектакль всегда лучше смотреть в зале, убеждена Галахова, а знакомиться с ним по Интернету имеет смысл тогда, когда принимаешь решение: идти на представление или нет. Имеет смысл проводить трансляции спектаклей в кинотеатрах, как это происходит в других странах, говорят многие эксперты.