Сокровища "блошиных рынков"

Автор
Сокровища "блошиных рынков"

Пейзаж Ренуара за 7 долларов посчастливилось приобрести покупательнице на "блошином рынке" в США.

Ранее сообщалось о чудесном явлении "последней" картины Леонардо в Шотландии и неизвестных работ Караваджо в Италии. Свои истории о находках на "блошиных рынках" есть и у российских антикваров.

Картина, купленная в Западной Вирджинии в наборе разной чепухи, оказалась работой мастера пост-импрессионизма. Эксперты аукционного дома Potomac Co определили, что это - "Пейзаж на берегу Сены" кисти Пьера Огюста Ренуара. Теперь покупательница, чье имя не сообщается, намерена продать картину. Пейзаж будет выставлен на интернет-аукцион 29 сентября, предполагается, что за него удастся выручить 75-100 тысяч долларов.

Информация об удивительных находках произведений искусства время от времени появляется в западных СМИ. Часто подобные истории выглядят просто невероятно, достаточно вспомнить о том, как на шотландской ферме якобы обнаружили "последнюю картину Леонардо да Винчи", или же скандальную историю о неожиданной находке около ста ранее неизвестных работ Караваджо.

В то же время, найти если не шедевр, то, по крайней мере, очень интересную работу прославленного художника в крошечных галереях и на "блошиных рынках" вполне реально, и достойными находками могут похвастать не только европейские арт-дилеры, но и наши соотечественники.

Своим опытом поделился московский антиквар Алексей Зайцев:

"Как-то на одном из британских "блошиных рынков" нами была обнаружена старинная картина, написанная на почти квадратной доске, на которой под несколькими слоями лака смутно проступали какие-то фигуры. Однако то, что можно было разглядеть при ярком освещении – а день был солнечным – давало надежду на интересное развитие сюжета. К сожалению, моя коллега со слишком большим энтузиазмом разглядывала артефакт через увеличительное стекло, поэтому радикально сбить цену не удалось. Однако она и так была отнюдь не заоблачной.

По приезде домой работа "пообщалась" с реставратором, и перед нашими глазами открылась очень интересная жанровая сцена. Стилистические и технические особенности живописи позволяли предположить авторство знаменитого нидерландского художника эпохи Возрождения Мартена ван Хемскерка. К сожалению, подписи не было, поэтому в результате экспертизы признать авторство самого Хемскерка не удалось (наши специалисты в таких случаях проявляют вполне объяснимый консерватизм). Однако эксперты реставрационного центра имени Грабаря признали эту вещь работой школы Хемскерка, что тоже, мягко говоря, неплохо.

От себя добавлю, что после ее обретения я стал особенно придирчиво рассматривать его работы, хоть и не слишком обильно, но представленные в музейных собраниях. Мое мнение – это работа самого автора, в музеях Москвы и Самары мне удалось найти несколько аналогий".

В Европе можно совершенно случайно обнаружить работы не только западных мастеров, но и российских художников. По словам Алексея Зайцева, в той же Англии в отношении к русскому искусству есть интересный нюанс:

"Довольно часто всё, где есть кириллические буквы, местное население, зная конъюнктуру, тут же атрибутирует как "русское" и оценивает в несколько раз дороже, чем аналогичные вещи, подписанные латиницей. Это актуально как для живописи, так и для предметов декоративно-прикладного искусства: например, все серебро с 84 пробой называют "царским" и просят от 100 фунтов за ложку. Такая же ситуация актуальна и для континентальной Европы: так, в парижском "Друо" картинки местных авторов стоят, условно, по 300-500 евро, а "русские" - сразу по 1200-1500 (при том, что качество вторых, мягко говоря, "в среднем по аукционному дому" уступает)".

Несмотря на это, всегда существует возможность сделать неожиданное открытие. Конечно, не стоит ожидать, что на стене крошечной галерейки есть шанс найти позабытый шедевр Ивана Айвазовского или Василия Сурикова, но иногда удача и опыт дарят неожиданные подарки.

"Как-то, при осмотре одного из лондонских "блошиных рынков" нами была обнаружена работа, по определению хозяина, "возможно, русская, неразборчиво подписанная. Естественно, подпись прочитать мы смогли – согласно ей, автором был достаточно известный русский художник Андрей Егоров. Мы пристально посмотрели и решили рискнуть, несмотря на то, что работы Егорова активно подделывают.

На английских аукционах с завидным постоянством появляются его темперы со сценами из сельской жизни, в основном представляющие уезжающие вдаль сани. В этой работе были признаки того, что не всё так плохо: эти самые сани отсутствовали, а самое главное свежесть, нешаблонность, настроение, наряду с характерными для этого автора стилистическими и технологическими признаками говорили в пользу оригинальности.

Впоследствии, нам удалось установить что Егоров участвовал в выставке русских художников, которая проходила в Англии в 1913 году. Видимо, оттуда и "происходит" эта работа. Как мы полагаем, она была куплена не потому, что "русская", а потому, что понравилась (да и как это лирическое описание природы может не понравиться?!) Отсюда и дальнейшая судьба: ее понесли продавать не как "русский шедевр", а как просто красивую картинку. Чему мы и были несказанно рады", - рассказал Алексей Зайцев.