Николай Цискаридзе рассказал всю правду об уходе из Большого театра

Автор
Николай Цискаридзе рассказал всю правду об уходе из Большого театра

Самый известный танцовщик московского Большого театра Николай Цискаридзе оставляет главную музыкальную сцену России.

Контракт завершен, и поклонники артиста гадают, где они теперь увидят своего кумира, - того, в чьем танце, по единодушному признанию критиков, "заключены красота и совершенство классической школы"

С Большим театром Николай Цискаридзе был связан 21 год. Для балетного артиста, чей профессиональный век недолог, это почти целая жизнь. В ней свыше 30-ти хореографических партий, победы на международных конкурсах, престижные театральные премии. А еще многочисленные выступления на крупных зарубежных сценах, в том числе в спектаклях парижской "Гранд-опера" и в нью-йоркском "Сити-центре" с нашумевшим международным проектом "Короли танца".

Последнее время Николай Цискаридзе преподает в Московской академии хореографии - своей главной alma mater, где он учился после хореографического училища в родном Тбилиси. И теперь уже в учениках артиста отмечают то, что всегда ценили в его собственном искусстве: "образцовое освоение классического наследия". Воспитанник знаменитых балетных педагогов и даже великой Галины Улановой Николай, кажется, уже мог бы написать свой учебник танца, о котором говорит так:

"Если бы я писал что-то, то это бы называлось или "Школа русского балета", или "Школа классического балета". Потому что я выучен в этой системе, эта система меня родила, я одна из искр, которая вылетела из вулкана, - я не есть вулкан. Но что бы там было первое - это дисциплина, музыкальность и трудолюбие".

Высокий, стройный, с идеальными пропорциями, с природной мягкой пластикой движений Николай Цискаридзе - классический пример классического танцовщика, исполнителя благородных романтических героев. Это и стало его амплуа, с которым он выдвинулся на позицию премьера балетной труппы Большого театра и приглашался в постановки петербургского Мариинского театра.

Цискаридзе танцевал ведущие партии в "Лебедином озере" и "Спящей красавице", в "Щелкунчике" и "Жизели", в "Баядерке" и "Раймонде". Специально для него ставили роли в своих спектаклях такие известные российские балетмейстеры, как Юрий Григорович и Владимир Васильев, а также их французские коллеги Пьер Лакотт и Ролан Пети. Маэстро Пети подарил Цискаридзе, возможно, лучшую его партию, в которой он раскрылся не только как блестящий танцовщик, но и как талантливый актер. Это Германн в балете "Пиковая дама". Отказываться от привычного репертуара, наверное, трудно, но Николай Цискаридзе готов к переменам:

"Я не знаю, что со мной будет, когда я перестану танцевать – я имею в виду танцевать классический балет. У меня амплуа принцев и влюбленных юношей. Но есть возраст, когда ты уже смешон в белом трико с романтическим выражением лица. Есть другие роли, которые надо делать..."

Кстати, "другие" роли у Николая Цискаридзе уже были, есть и сегодня. И на сцене - например, гротескный Конферансье из балета "Золотой век", Падший ангел в одноименной хореографической миниатюры и даже уродец Квазимодо из балета "Собор Парижской Богоматери". И на телеэкране, благодаря чему о Николае Цискаридзе знают даже те, кто никогда не бывал на его балетных спектаклях: Цискаридзе частый гость телевизионных шоу и не первый год ведет балетный раздел программы "Шедевры музыкального театра" на канале "Культура". Яркая, неординарная личность, Николай Цискаридзе был и будет востребован.