Мир не приходит на арабских землях

Мир не приходит на арабских землях

В Ливии и Йемене совершены теракты, в Сирии продолжается противостояние между правительственными войсками и силами вооруженной оппозиции.

Наступивший в воскресенье мусульманский праздник Ид аль-Фитр (в переводе с арабского - праздник окончания поста) не принес мира на арабскую землю. В столице Ливии прогремели два взрыва. Первый - вблизи здания министерства внутренних дел, второй - рядом с женской полицейской академией. Погибли два человека, четверо получили ранения.

В Йемене в южной провинции Эд-Далиа неизвестный открыл беспорядочную стрельбу по верующим, участвовавшим в молебне по случаю наступления мусульманского праздника. За день до этого в другой южнойеменской провинции - Абьян - смертник привел в действие взрывное устройство недалеко от мечети. Один человек погиб, четверо получили ранения.

В Сирии основные военные операции против мятежников из так называемой "Сирийской свободной армии" проводились в районе Маядин, откуда боевики угрожают захватом нефтегазовых объектов. По сведениям информагентства "Сурия аль-Эн" ("Сирия сейчас"), там уничтожено свыше 30 джипов, оснащенных пулеметами. "Террористы понесли большие потери", - отмечает агентство. Бои с применением артиллерии и вертолетов шли в городах Хирак и Босра, рядом с иорданской границей.

Правительственные войска вели обстрел баз вооруженной оппозиции в Растане и Талбисе под Хомсом, а также в горных районах к северу от порта Латакия - Джебель-Акрад и Джебель- Туркмен.

В Алеппо интенсивность уличных боев заметно спала, а в Дамаске армейские спецформирования преследовали "остатки банд террористов и наемников" в окрестностях города.

Арабские телеканалы сообщают об уличных шествиях сторонников оппозиции в ряде городов Сирии, которые состоялись после праздничных молитв. Их участники требовали смещения президента Башара Асада. Сам сирийский лидер появился на экранах в окружении членов правительства, депутатов и богословов в мечети Хамад, расположенной в хорошо охраняемом квартале Мухаджирин, где находится президентский дворец. Имам мечети шейх Мухаммед Хейр Гантус в своей проповеди заявил, что "благословенная Сирия отразит направленный против нее террористический заговор и достигнет берега мира и спокойствия".

Остается неясной судьба вице-президента Сирии Фарука Шараа. Появились сообщения о том, что уже 10 дней его нет в Дамаске, хотя накануне сирийские СМИ сообщили, что Шараа "работает в своем кабинете". В воскресенье западные средства массовой информации, ссылаясь на ливанскую газету "Аль-Мустакбаль", утверждали, что "президент Сирии назначил себе нового заместителя после бегства в Иорданию Фарука Шараа". Им стал министр внутренних дел Мухаммед Ибрагим аш- Шаар.

Тем временем, поступает сведения, что из Ливии поступает оружие, предназначенное для сирийской оппозиции. Еще в апреле в ливанский порт Триполи был направлен контейнеровоз "Luftfallah-2" с грузом ливийского оружия, включавшим гранатометы и крупнокалиберные пулеметы, - сообщила британская газета "Санди Таймс". С тех пор еще семь судов с оружием были разгружены у берегов Ливана. Издание утверждает, что "партии вооружений включают переносные ракетные комплексы ПВО". По данным газеты, суда с ливийским оружием не заходят в порт Триполи, а встают на рейд в международных водах в 30 км от побережья Ливана. "После наступления сумерек к ним из порта направляются большие лодки для разгрузки судов", - пишет газета.

Совместный специальный представитель ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) по сирийскому урегулированию Лахдар Брахими видит свою задачу в том, чтобы остановить в Сирии гражданскую войну - "наиболее жестокую из форм вооруженного противостояния". Об этом алжирский дипломат заявил в эфире "Франс-24".

"Многие говорят о том, что необходимо избежать гражданской войны. Я же думаю, что она уже идет в Сирии, - подчеркнул Брахими. - Сейчас речь идет о том, чтобы ее остановить".

Дипломат, за плечами которого большой опыт посредничества в странах Ближнего Востока и Африки, отметил, что возложенная на него миссия представляется очень непростой. "Такие трудные миссии часто обречены на провал, но иногда удается добиться прорыва", - сообщил он. Он воздержался от ответа на вопрос, следует ли действующему президенту Сирии отказаться от власти, заметив лишь, что "пока об этом говорить рано".