Смоленская катастрофа: в Варшаве для расследования собираются чиновники

Смоленская катастрофа: в Варшаве для расследования собираются чиновники

В Варшаве в понедельник на свое первое заседание собралась правительственная подкомиссия по расследованию Смоленской катастрофы.

Подкомиссия будет действовать при министерстве национальной обороны (МНО) Польши. Об этом информирует собственный корреспондент Укринформа в Польше.

По словам заместителя председателя подкомиссии Казимежа Новачика, заседание продлится всю неделю. Во время него члены подкомиссии суммируют имеющийся в их распоряжении материал, и далее начнут работу по детальному расследованию причин катастрофы.

Новая правительственная подкомиссия по расследованию авиакатастроф государственной авиации, которая займется расследованием Смоленской трагедии 10 апреля 2010 года, создана в начале февраля. Как сообщил тогда глава МНО Антоний Мацеревич, расследование катастрофы возобновляется в связи с “новыми обнародованными обстоятельствами”, которые могли иметь влияние на это трагическое событие.

Среди них он назвал, в частности, уничтожение более 400 отчетов и карт информации, которые в день трагедии доставили в Генштаб Вооруженных сил Польши, а также отчеты государственных учреждений и спецслужб, которые показывают, что были попытки сделать невозможным получение правдивой информации. Мацеревич тогда заметил, что самолет распался в воздухе "примерно в 15-18 метрах над землей". По его убеждению, новый рапорт позволит выяснить: "что случилось" и "кто за это ответственный?"

Возглавит подкомиссию эксперт Вацлав Берчинский, который, по словам Мацеревича, исследовал много авиакатастроф в США. В состав комиссии, кроме польских специалистов, вошли несколько специалистов из США и Великобритании, а также бывший советник президента РФ Андрей Илларионов.

По мнению министра, предыдущая польская власть (правительство Дональда Туска) обнаружила безразличие в вопросе подготовки к полету и необоснованно отдала расследование этой катастрофы в руки России, что противоречило международным договорам. По его словам, предыдущая правительственная комиссия по расследованию катастрофы экс-главы МВД Ежи Миллера допустила многих ошибок в ходе расследования.

Напомним, в 2011 году Международный авиационный комитет в Москве, а также польская правительственная комиссия тогдашнего главы МВД Польши Ежи Миллера, несмотря на частичные разногласия в ответственности сторон, основными причинами катастрофы назвали ошибку пилотов президентского самолета. Правящая сегодня в Польше коалиция партии "Право и Справедливость" (PiS) считает эти выводы обеих комиссий ложными. В PiS не исключают, что причиной катастрофы могло стать срабатывание взрывного устройства на борту самолета.

На рассвете 10 апреля 2010 года вблизи военного аэродрома "Северный" в Смоленске разбился самолет Ту-154М, которым польская государственная делегация направлялась на празднование 70-й годовщины Катыньского преступления. В результате катастрофы погибли все 96 человек, находившиеся на борту самолета: президентская чета Леха и Марии Качиньских, а также представители политической, военной, религиозной элиты Польши, общественные активисты.