Ученые датировали современное вымирание животных ХІХ веком

Ученые датировали современное вымирание животных ХІХ веком

За последние 500 лет на Земле вымерло около 840 видов животных.

Международная группа ученых установила, что размер популяции большинства современных вымирающих животных начал сокращаться с конца ХІХ века. Выводы ученых были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. По данным Международного союза охраны природы, за последние 500 лет вымерло около 840 видов животных, в статусе вымирающих 22 тысяч видов животных.

Вместе с тем, ученые не могут определить, какие факторы вносят больший вклад в этот процесс. В ходе нового исследования ученые проанализировали более 10 тысяч научных работ, которые были посвящены генетическому разнообразию 2764 видов позвоночных.

В выборку вошли животные, которым грозит вымирание (уязвимые, вымирающие виды и виды на грани исчезновения), а также те, которым вымирание не грозит. Анализ показал, что генетическое разнообразие у первых ниже, что не учитывается при внесении их в Красную книгу.

Затем авторы построили математическую модель для датирования начала резкого сокращения популяций у "краснокнижных" видов. Оказалось, что падение численности многих из них началось примерно 123 года назад.

В среднем каждые 10 лет размер популяций снижался на 25%, при этом размер предковой популяции у таких видов был на 22% меньше, чем у видов, которым не грозит вымирание. Период сокращения оценивается как непродолжительный. Время снижения популяций соответствует началу широкого распространения индустриализации и изменений экологических систем.

Косвенно это подтверждает доминирующую роль антропогенных факторов в вымирании рассматриваемых видов. Вместе с тем ученые отмечают, что причиной их низкого генетического разнообразия скорее является низкий размер предковых популяций. Это объясняет около 24–37% различий в генетическом разнообразии.

Ранее сообщалось о том, что ученые из университета Вайоминга в Ларами (США) с помощью точной радиоуглеродной датировки останков мегафауны Северной и Южной Америки подтвердили, что в вымирании мастодонтов, гигантских ленивцев и прочих крупных животных были виноваты предки индейцев, которые заселили Новый Свет 16-15 тысяч лет назад.