Ученые нашли доказательства существования малярии в Римской империи

Римляне болели малярией еще в I-III веках нашей эры.

Итальянские и канадские ученые заявили о том, что римляне болели малярией еще во времена Римской империи I-III веках нашей эры. Соответствующие выводы были сделаны после того, как в останках, обнаруженных в древних захоронениях, была найдена ДНК паразита Plasmodium falciparum, вызывающего малярию у людей.

Исследование опубликовано в Current Biology. Ученые предполагают, что малярия возникла в Тропической Африке сначала у птиц и млекопитающих, включая шимпанзе и горилл, а затем болезнь передалась и людям. Как показали недавние исследования ДНК из захоронений, от нее страдали древние египтяне.

Малярия была известна и в Древней Греции, "отец медицины" Гиппократ связывал возникновение болезни с климатическими и природными условиями и описывал ее симптомы. Во времена Римской империи эпидемии малярии вспыхивали в болотистых местностях и прибрежных районах Италии, некоторые историки считают, что она стала одной из причин падения Западной Римской империи в V веке.

Однако до сих пор исследователи находили только косвенные доказательства существования малярии в древнем Риме: в литературных источниках и по исследованиям скелетов. Также был неизвестен возбудитель болезни.

Авторы новой работы исследовали ДНК, полученную из зубов римлян, которые жили в I-IV веках. Ученые отобрали останки 58 древних жителей Римской империи, похороненных в трех городах в Южной и Центральной Италии, два из которых были расположены в прибрежных районах, а третье - в долине реки.

В зубах двух человек, которые жили в I-II веках в селениях Велия и Ваньяри в Южной Италии, исследователи обнаружили фрагменты митохондриальной ДНК одноклеточного Plasmodium falciparum, возбудителя самой опасной формы малярии. В настоящий момент авторы статьи не могут сказать, вызывал ли болезнь местный подвид плазмодия или возбудителя периодически завозили из других стран.

Ранее ученые установили, что первая пандемия чумы была на Земле еще в V-IV тысячелетии до нашей эры. В ходе исследований было обнаружено, что семь человек были заражены чумной палочкой. Упорядочив геном чумных палочек, ученые пришли к выводу, что шесть самых древних из них не были похожи на средневековую бубонную чуму, называемую "черной смертью": у данных бактерий отсутствовали гены pla и ymt, играющие ключевую роль в распространении чумы.