Астрономы предсказали слияние пары белых карликов

Этим звездам суждено слиться, породив новое небесное тело, характеристики которого пока в точности неизвестны.

Астрофизики из Университета Оклахомы обнаружили пару белых карликов с орбитальными периодами 40 и 46 минут соответственно. Белые карлики - это остатки звезд солнечного типа, многие из них существуют как двойные звезды, но двойных белых карликов с орбитальным периодом менее часа на сегодня известно очень немного - всего несколько на весь Млечный Путь, насчитывающий около двухсот миллиардов звезд. Большинство из них открыто той же командой из Оклахомы.

Короткопериодические двойные белые карлики интересны потому, что вращение вокруг общего центра масс генерирует очень мощные гравитационные волны. Потеря энергии на их испускание вынуждает вращающиеся звезды сближаться, излучая все больше и больше — вплоть до слияния. Не исключено, что волны от найденных карликов можно будет обнаружить техникой нашей эпохи.

А вот что происходит со слившимися белыми карликами, масса которых остается недостаточной, чтобы превратится в черную дыру, сегодня неизвестно. Наиболее вероятно нечто вроде взрыва сверхновой с последующим формированием экзотической звезды типа R Coronae Borealis — сейчас на всю Галактику таковых известно всего 65 штук. Эти звезды славны в первую очередь впечатляющим снижением яркости с нерегулярными интервалами.

Открытая командой из Оклахомы система хороша еще и тем, что в ходе вращения белые карлики периодически закрывают друг друга для земного наблюдателя. Происходят затмения, период которых постепенно уменьшается из-за сближения звезд. Астрономы надеются, что это уменьшение окажется заметным при последующих наблюдениях уже в нашу эпоху.

Белые карлики вообще не так просты, как может показаться. Одного из них не так давно заподозрили в том, что он — остаток от взорвавшейся сверхновой.