О колонизации: геологи выяснили, есть ли вода на Луне

О колонизации: геологи выяснили, есть ли вода на Луне

Новый анализ образцов лунных пород показал, что вероятность наличия запасов воды на Луне невелика.

Первые свидетельства присутствия воды в лунных породах стали известны в 1970-х. Ее включения обнаружили в образцах пород, доставленных на Землю астронавтами миссий «Аполлон-15» и «Аполлон-17». С тех пор идут дискуссии о количестве этой воды. Согласно недавней работе ученых из Университета Брауна, недра спутника полны воды: анализ показал ее наличие в образцах, собранных несколькими миссиями.

Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, готовы поспорить с этими выводами. Согласно результатам их анализа образцов, в недрах Луны находятся исключительно сухие породы.

Ученые исследовали образец под номером 66095, который специалисты неофициально называют «ржавым камнем» (Rusty Rock). Это один из самых богатых летучими соединениями лунных образцов. На Землю он прибыл с миссией «Аполлон-16» в апреле 1972 года. Нашли его в районе горы Стоун Маунтин.

С помощью методов масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой (inductively coupled plasma mass spectrometry) исследователи измерили содержание в образце различных изотопов цинка, стронция, рения и осмия. Ученые пришли к выводу, что «ржавая» поверхность камня богата легкими изотопами цинка. По словам геохимика Джеймса Дэя (James Day), этот результат поддерживает точку зрения, согласно которой Луна сформировалась в результате катастрофического столкновения молодой Земли с крупным космическим телом. Сторонники этой теории считают, что Луна возникла из обломков столкнувшихся тел.

При таком развитии событий оторванный «кусок» Земли был бы очень горячим, и при высокой температуре он должен был быстро потерять летучие вещества, в том числе воду и легкие изотопы цинка. По мнению Дэя и его коллег, так и произошло: во внутренних породах спутника остались тяжелые изотопы различных элементов, вода испарилась, а легкие изотопы цинка «осели» на поверхности в процессе формирования Луны.

Ученые планируют дальнейшие исследования образцов лунных пород. Сведения о количестве воды в них помогут установить, как именно образовался спутник Земли.