Киевское "Динамо" попрощалось со своим тренером

Автор
Киевское "Динамо" попрощалось со своим тренером

Памяти известного футболиста и тренера "Динамо" Михаилу Коману посвящается.

В футбольном мире принято восхищаться уникальными достижениями бразильца Марио Загалло и немца Франца Беккенбауэра, становившихся чемпионами мира сначала как игроки, а затем как тренеры. В этом плане наше "Динамо" тоже вполне может гордиться своим уникумом, сделавшим нечто похожее, пусть и не с мировым размахом, а "всего лишь" в масштабах Советского Союза. Пусть даже Михаил Михайлович Коман и никогда не был главным (или, как раньше называлась эта должность, старшим) тренером "Динамо" за исключением редких периодов в роли "исполняющего обязанности".

Практически все успехи "Динамо" трех первых послевоенных десятилетий связаны с его именем. Судите сами: в 1949 году киевляне выигрывают первенство дублирующих составов, в 1952-м берут второе место в чемпионате СССР, в 1954-м — Кубок страны. Во всех этих командах заметная персона — левый инсайд, "десятка" Михаил Коман. Дальше — тренерская работа. Да, всего лишь ассистентом главного. Но такое уж время тогда было, что в Киеве не очень-то доверяли местным наставникам, за исключением Михаила Товаровского, которого после первого успеха сразу же забрали в столицу.

Михаил Бутусов, Михаил Окунь и Олег Ошенков приехали из Ленинграда. Под руководством последнего киевляне завоевали свой первый Кубок СССР. Дальше пришел черед москвичей. Вячеслав Соловьев — это дебютное чемпионство в 1961-м. Виктор Маслов — тотальное доминирование в советском футболе во второй половине 1960-х (чемпионство 1966-1968), Кубки 1964, 1966. Александр Севидов — золото-1971 и создание костяка того коллектива, с которым в середине 1970-х Валерий Лобановский буде наводить шороху в Европе. Во всех этих командах тренером был Михаил Коман. Он и с Лобановским поработает, но чуть позже, и приложит руку к чемпионским титулам 1977, 1980 и 1981 годов.

МОГ ИГРАТЬ С ПУШКАШЕМ

А начинал Михаил Михайлович в Чехословакии, где и родился в городке Люботин, затем в Венгрии, но не потому что семья туда переехала, хотя и имел место переезд в Севлюш, переименованный в 1946 году в Виноградово. Просто решением Венского арбитража от 2 ноября 1938 года часть Закарпатья была передана Венгрии. А уже в 1941 году Венгерское государство, в состав которого входило и Закарпатье, вступило во вторую мировую войну. Футбол, правда, продолжался. В 1944-м ужгородский УАК начал турнир в высшей лиге Венгрии. Доигран он не был — из-за войны в чемпионате остались лишь клубы из Будапешта. А УАК, успевший после освобождения Закарпатья советскими войсками обыграть несколько приличных команд СССР, вскоре был расформирован. Как и другие "буржуазные" клубы. Создавались пролетарские спортивные общества с традиционными советскими названиями. В одно из таких — ужгородский "Спартак" и попал юный Михаил Коман, которого, кстати, еще раньше звали в юношескую команду "Ференцвароша". Отец-железнодорожник не пустил, не считая футбол серьезной профессией. Перешел бы, глядишь, и в знаменитую команду "Могучих мадьяр" Коман попал бы. Ференц Пушкаш всего-то на год старше...

А когда пришла советская власть, футболисты Закарпатья, которых военные действия практически обошли стороной, выгодно отличались своей подготовкой от футболистов из других регионов Украины, которым пришлось провести войну в эвакуации или оккупации, а то и на фронте. В 1945 году сборная Закарпатской области выиграла футбольный турнир Спартакиады Украины. Коман по молодости лет там еще не играл, но уже в 1948 году в составе ужгородского "Спартака" дошел до финала Кубка Украины. 20 октября 1948 года закарпатцы выигрывали у "Динамо", в составе которых уже были два их земляка, — Георгий Лавер и Иван Фабиян, но в итоге уступили более опытным киевлянам — 1:2.

ХРУСТАЛЬНЫЙ МЯЧ

После игры с большой группой игроков "Спартака" встретились начальник отдела политического воспитания спортивного клуба "Динамо" Киев Николай Кузнецов и начальник киевской команды Феодосий Остапченко, сообщившие, что сразу же рассчитывают на их участие в команде дублеров, а если хорошо зарекомендуют себя, тогда у них откроется возможность играть в основной команде в первой группе чемпионата СССР. В конечном итоге восемь игроков основы "Спартака" — Василий Гажо, Василий Годничак, Золтан Дьерфи, Михаил Коман, Золтан Сенгетовский, Дезидерий Товт, Эрнест Юст и Михаил Михалина — приняли предложение руководителей столичной команды, и таким образом уже десять закарпатских талантов смогли продолжить свою футбольную карьеру в киевском "Динамо".

Результат не заставил себя ждать — юные динамовцы в 1949 году завоевали звание чемпионов Советского Союза среди дублеров. Это была первая киевская победа Комана, но далеко не последняя. В 1950 году его голы помогли динамовцам сохранить место в классе А, в 1953 году во второй раз в истории стать второй командой Союза. Но настоящий триумф пришел в 1954-м. Обыграв в финале ереванский "Спартак" — 2:1, киевляне стали первой не российской командой, завоевавшей Кубок страны. Вклад Комана в ту победу неоценим. Только в финале он выдал голевой пас на Виктора Терентьева, а затем, после того, как армяне сравняли счет, забил и решающий мяч. Хрустальный, как говорили тогда.