Ученые заставили квантовые точки ярче светить

Американские ученые нашли способ увеличить яркость квантовых точек.

Квантовые точки представляют собой полупроводники крайне маленьких размеров. Когда электроны, ограниченные внутри квантовых точек во всех трех пространственных измерениях, переходят с одного энергетического уровня на другой, то излучают фотон – это приводит к флюоресценции, или свечению квантовых точек.

Цвет излучаемого света при этом можно легко контролировать, регулируя размер квантовой точки – меняется размер кристалла, значит, меняется энергия фотона, следовательно, и его цвет. Получить можно практически любой цвет – от красного до фиолетового, из всей области видимого спектра. Команда ученых под руководством Саида Садеги (Seyed Sadeghi) из Университета Алабамы разработала метод, который заставляет квантовые точки разных размеров и типов светить ярче, чем обычно.

Ранее Садеги обнаружил, что если поместить квантовые точки на нанометровый слой оксида алюминия или хрома, то они меняют свои флюоресцентные свойства. Теперь ученый вместе с коллегами попробовал то же самое, но уже с разными типами квантовых точек – например, с защитной оболочкой и без, с ядром из одного, двух или трех разных полупроводниковых материалов. Выяснилось, что ультратонкий слой оксида алюминия заставляет квантовые точки светить ярче, особенно в том случае, если они не окружены защитной оболочкой.

Несмотря на то, что ядра квантовых точек уменьшаются при взаимодействии с кислородом в воздухе (что, естественно, приводит к изменению цвета и светимости), те квантовые точки, которые обладали ядром из трех полупроводников, все равно становились ярче, несмотря на воздействие кислорода. Ученые пока не знают, почему это происходит, однако считают эффект полезным для применения в электронике.