Во Франции обнаружен полностью сохранившийся скелет мамонта

Во Франции обнаружен полностью сохранившийся скелет мамонта

В одном из карьеров у берегов реки Марна был обнаружен прекрасно сохранившийся скелет шерстистого мамонта (Mammuthus primigenius).

Это один из крупнейших млекопитающих, когда-либо живших на земле. Согласно первым оценкам специалистов, возраст этих останков составляет от 15 тыс. до 200 тыс. лет.

Останки исполина были найдены близ города Шанжи-сюр-Марн, в 50 км от французской столицы, во время раскопок на участке, относящемся к галло-римскому периоду. В ходе работ археологи провели зондирование почвы, которое показало, что на глубине 2,5 м залегают крупные останки древнего животного. Как признают сами исследователи, в этот момент им несказанно повезло: стоило бы им провести георадар на метр дальше - сенсации бы не состоялось.

После зондирования было принято решение заняться серьезной разработкой местности, и этот проект вызвал большой интерес в научной среде страны. К его реализации подключились и власти региона Иль-де-Франс, придавшие ему статус "крупнейшего регионального археологического исследования начала XXI века". В состав экспедиции, помимо археологов, вошли эксперты из самых разных отраслей естественных наук - от палеонтологов и геоморфологов, до археозоологов и седиментологов.

Нередко французские специалисты сталкиваются при раскопках с фрагментами костей ископаемых видов, однако, к великому удивлению участников исследовательской команды, их взору предстал почти полностью сохранившийся скелет мамонта. На ограниченной площади были обнаружены, в частности, целиком дошедшие до наших дней бивни зверя, челюсти, плечевая кость, тазобедренный пояс, и 4 соединенных позвонка.

Важнейшей деталью для ученых стали и найденные вместе с костями осколки кремня, которые позволили прийти к выводу, что животное встречалось с предками современного человека - неандертальцами. Предположительно, кремневое орудие послужило древним людям для разделки туши мамонта, которому, по оценкам, на момент гибели было от 20 до 30 лет, либо же использовалось ими в качестве орудия убийства.

Находка этого гиганта, которому исследователи дали кличку Гельмут, стала большим успехом для французской археологии. Это лишь 4-й случай обнаружения останков такого животного во Франции, причем последний раз удача улыбнулась археологам более сотни лет назад. "Даже несмотря на то, что кости были частично разбросаны, мамонт сохранился почти целиком, - подчеркивает руководитель раскопок Грегори Бейль. - Многие археологи всю жизнь только мечтали о подобном открытии и не получали такого шанса".