Ученые выяснили причину появления загадочных кругов на земле

Круги на Земле
12:49 Вт, 15 Март 2016 Телеграф
Фото: из открытых источников

В Намибии можно увидеть огромное количество бесплодных участков земли, диаметр которых достигает 15 м.

Исследователям удалось выяснить природу загадочных кругов на земле, которые можно видеть в Намибии. Ученые провели аналогию между этими "ведьмиными кругами" и похожим явлением, которое мы можем наблюдать в Австралии.

Результаты исследования опубликованы в издании Proceedings of the National Academy of Sciences. Они располагаются друг от друга на примерно одинаковом расстоянии и окружены травой. Нечто подобное, кстати, также можно наблюдать в Анголе и Южной Африке.

Такие круги фиксировали на территориях, отличающихся предельно низким разнообразием видов. В случае с Намибией их можно наблюдать среди растений из рода Stipagrostis. Исследователи долго спорили о природе этих образований. Считалось, что причиной их появления могут быть термиты Psammotermes allocerus - якобы так они пытаются создать лучшие условия для жизни. Согласно этой теории, насекомые поедают корни растений, что и ведет к появлению "пятен" на земле.

Однако не все были согласны с данным предположением, и теперь исследователи смогли его оспорить. Штефан Гетцин (Stephan Getzin) и его коллеги рассмотрели похожее явление на примере Австралии и выяснили, что термиты здесь ни при чем. При помощи полевых исследований, дистанционной съемки, математического и пространственного моделирования была выявлена обратная связь между биомассой и осадками.

Попадающие на прогалины осадки направляются к окружающей траве и стимулируют ее рост: это приводит к воспроизводству структур. Данное явление не зависит от видового состава травы и типа почвы. Иными словами, речь идет о самоорганизации травы, и насекомые к появлению кругов на земле прямого отношения не имеют.

Еще одна из теорий гласит, что на месте образования окружностей выделяется газ, который препятствует появлению растений. Однако это не объясняет, почему круги располагаются так равномерно.

К интересному выводу не так давно пришли исследователи из Японии. Они обратили внимание на то, что распределение африканских кругов на земле очень похоже на рост клеток человеческой кожи. Однако тогда ученые не смогли точно указать природу этого явления, заявив лишь о некоем неизвестном "биологическом факторе".

Что же касается местных жителей, то загадочные круги давно стали частью их традиционных верований. Некоторые из них гласят, что эти объекты есть не что иное, как следы богов.

Новости: Цены на газ и отопление: украинцев снова ждет повышение тарифов