Астрономический "суперглаз" вдохнул жизнь в городок ЮАР

Проект позволит изучать "черные дыры" и понять, как формировалась наша галактика и Вселенная в целом.

Городок Карнарвон, названный в честь британского колониалиста, возник в середине XIX-го века в глуши на западе Южной Африки в провинции Северный Кейп. Он и сегодня является "забытым Богом" местом, где живет всего шесть тысяч человек и половина из них безработные. Однако теперь у этого города появилась надежда стать научным центром не только ЮАР, но и всего мира.

Если по проселочной дороге отъехать 80 километров от Карнарвона, то вы попадете в то место, где должен быть возведен уникальный и крупнейший в мире телескоп под названием "Массив в квадратный километр" (Square Kilometer Array – SKA) или "Километровый телескоп".

Этот многонациональный мегапроект, стоимостью 2,1 млрд долларов США, позволит изучать "черные дыры" и понять, как формировалась наша галактика и Вселенная в целом. Он даст возможность прояснить многие теории космологии, покажет, как функционируют галактики, чего человек раньше никогда не видел. "Мы даже не знаем, что сможем обнаружить, но мы точно что-то обнаружим", - говорит главный оператор проекта Руперт Спанн.

Чувствительность телескопа позволит зарегистрировать сигнал с расстояния до 15 парсеков (почти 49 световых лет), что увеличит шансы обнаружения внеземного разума. Многочисленные антенны радиотелескопа будут соединены в сеть при помощи суперкомпьютеров, образуя в итоге единую виртуальную тарелку площадью в один квадратный километр. В проекте участвуют 67 организаций и 20 государств, среди которых есть и Россия. Южная Африка поделит проект СКА, который включает постройку около трёх тысяч пятнадцатиметровых "тарелок" и множества небольших антенн, с Австралией и Новой Зеландией. Под Карнарвоном будет строиться самый чувствительный в южном полушарии телескоп МеерКАТ.

Этот "суперглаз" должен быть возведен к 2024 году, но уже сегодня жители заброшенного Карнарвона начинают считать доходы от ожидаемого наплыва ученых со всего мира.

Ученые уже регулярно раз в неделю прилетают чартерным рейсом в Карнарвон. Городок стали показывать по телевидению и отмечать на картах погоды. Владелец местного ресторана Нимрод Васс сказал, что его доходы увеличились на 70 процентов благодаря приезжающим бизнесменам. В Карнарвоне появился ресторан и пиццерия, перенявшие название телескопа - МеерКАТ. "В городе явно началось движение. Посмотрим, что из этого выйдет, но движение - есть", - говорит хозяйка нового заведения Бреда фан Никерк.

Раньше в Карнарвоне дом можно было купить за 12 тыс долларов. Сегодня цена некоторой недвижимости уже перевалила за 120 тысяч долларов. Спрос на жилье постоянно растет.

Местные безработные потирают руки в ожидании рабочих мест на стройплощадке. Бизнесмены стали открывать различные производства стройматериалов. Город полон ожиданий, что астрономический проект принесет астрономическое улучшение жизни.