Рада отправила в КС проект судебной реформы

Рада отправила в КС проект судебной реформы

Рада направила в КС президентский законопроект изменений в Конституцию в части правосудия.

Верховная Рада поддержала постановление о направлении в Конституционный суд Украины законопроекта президента о внесении изменений в Основной закон в части правосудия (№3524/П). За соответствующее решение во вторник проголосовал 291 народный депутат.

В соответствии с регламентом Верховной Рады после включения законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины в повестку дня сессии депутаты направляют его в КС Украины для получения вывода о соответствии законопроекта статьям 157 и 158 Основного закона. После получения вывода КС парламент предварительно одобряет законопроект (первое чтение) минимум 226 голосами. Окончательно закон о внесении изменений в Конституцию Украины принимается на следующей сессии конституционным большинством голосов (не менее 300).

Согласно пояснительной записке, законопроект обеспечит независимость судебной власти, повысит требования и профессиональные стандарты к судейскому корпусу, ограничит иммунитет судей, оптимизирует систему судоустройства, обеспечит институционные возможности прокуратуры, адвокатуры и системы выполнения судебных решений, а также обеспечит непрерывную и эффективную работу органов судебной власти в переходный период.

Законопроект предлагает деполитизировать судебную власть и обеспечить ее независимость. В частности, предлагается пересмотреть конституционные полномочия Верховной Рады и президента в сфере правосудия в соответствии с международными стандартами. Президент предлагает передать полномочия Верховной Рады по избранию судей Высшему совету правосудия.

Предлагается также отменить институт "назначения судьи на должность впервые" (пятилетний, так называемый "испытательный срок") и назначать судьей на должности бессрочно. Данное положение не касается судей КС, которые, как и раньше, будут назначаться на девять лет. Назначать на должность судью будет президент по представлению Высшего совета правосудия, что "обеспечит исключительно церемониальную роль главы государства в этом процессе".

Полномочия по освобождению судей и их переводу из одного суда в другой передаются Высшему совету правосудия.

Законопроект также определяет основы правового статуса, порядок формирования и деятельности, а также полномочия Высшего совета правосудия, который не зависит от политического влияния и является органом, отвечающим за судейскую карьеру и принимающим меры по обеспечению независимости судей.

В законопроекте учтены рекомендации экспертов Венецианской комиссии по составу Высшего совета правосудия и субъектов его формирования, в частности, о том, что большинство его членов должны быть судьи, которых выбирает судейский корпус.

Законопроект предлагает повысить требования и профессиональные стандарты для судейского корпуса. Так, предлагается изменить основы конституционно-правового статуса судьи, в частности, повысить возрастные и профессиональные цензы к кандидатам на должность судьи, ввести конкурсный принцип назначения судьи на должность, уточнить и усилить гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Согласно законопроекту, на должность судьи может быть назначен гражданин Украины не моложе 30 и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее пяти лет, владеющий государственным языком.

В законопроекте также заложен институт функционального иммунитета судьи вместо предусмотренного действующей Конституцией Украины абсолютного иммунитета.

Законопроект предусматривает, что судья не может быть привлечен к ответственности за принятое им судебное решение, за исключением совершения преступления или дисциплинарного проступка. За действия, не связанные с выполнением судейских функций, судья должен нести юридическую ответственность в общем порядке.

Документ предусматривает, что Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, определенных Римским статутом Международного уголовного суда.

Законопроект предлагает существенно изменить юридический статус органов прокуратуры. Предлагается исключить из Конституции Украины раздел VII "Прокуратура" в полном объеме, а приведенные в соответствии с международными и европейскими стандартами положения, определяющие юридический статус органов прокуратуры, включить в раздел VIII "Правосудие".

В частности, из перечня функций прокуратуры изымается ряд не свойственных (по европейским стандартам) ей функций, таких как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (так называемый, "общий надзор"). В то же время органы прокуратуры получат широкие процессуальные возможности - поддержание публичного обвинения в суде; процессуальное руководство досудебным расследованием; надзор за негласным и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка.

Изменения предлагают усовершенствовать работу КС. Из перечня полномочий КС глава государства предлагает убрать толкование законов Украины и ввести институт индивидуальной конституционной жалобы.

Предусматривается, что право на обращение с конституционной жалобой в Конституционный суд получает лицо, которое считает, что примененный в конечном судебном решении в ее деле закон Украины противоречит Конституции Украины. Конституционная жалоба может быть подана в случае, если все другие национальные средства правовой защиты исчерпаны.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, предложенные изменения полностью отвечают европейским и международным стандартам, учитывают выводы и замечания Венецианской Комиссии и дадут возможность обеспечить функционирование судебной власти по принципам верховенства права и будут гарантировать право каждому гражданину на справедливое судебное разбирательство дел независимым и непредвзятым судом.