Верховная Рада Украины шестого созыва проведет последнее заседание

Верховная Рада Украины шестого созыва проведет последнее заседание

Верховная Рада Украины шестого созыва сегодня в последний раз соберется на пленарное заседание.

Народные избранники рассмотрят законопроект о государственном бюджете страны на 2013 год с учетом предложенных поправок, после чего голосованием определят его дальнейшую судьбу.

Во вторник депутаты резко разошлись в оценках документа: одни охарактеризовали его как бюджет для "обогащения олигархических кланов" и "социального дефолта", другие же - "синицей в руке", поскольку он основан на реалистичном прогнозе и "принесет развитие и стабильность украинской экономике". Три парламентские фракции, в том числе коммунисты, заявили, что не поддержат проект закона в таком виде.

В любом случае, он станет финальным аккордом в работе Верховной Рады нынешнего созыва, так как по результатам парламентских выборов уже определен новый состав законодательного органа, который приступит к обязанностям 12 декабря.

Нынешняя же Рада, безусловно, останется в истории как одна из наиболее противоречивых, конфликтных, но в то же время интересных.

Действующий парламент был сформирован в результате внеочередных выборов и начал работу 23 ноября 2007 года. Депутатский корпус шестого созыва проработал фактически чуть более пяти лет - дольше, чем любой другой состав Верховной Рады.

В 2010-м по решению Конституционного суда республики, отменившего политическую реформу 2004 года и вернувшего в действие конституцию Украины от 1996 года, срок каденции законодательного органа был сокращен с 5 до 4 лет, существенно урезаны были и его полномочия. Но уже в 2011-м парламент внес изменения в конституцию, опять увеличив его до 5 лет.

Благодаря возврату к конституции образца 1996 года и результатам последних президентских выборов, расклад в парламенте кардинально поменялся, поэтому большинство экспертов считают правильным условно разделять деятельность Рады на "до" и "после" 2010 года.

На первых порах парламентское большинство в 227 голосов составили фракция "Наша Украина - Народная самооборона" /НУ- НС/ и Блок Юлии Тимошенко /БЮТ/, пост спикера занял Арсений Яценюк.

Вместе с тем, разногласия в рядах участников коалиции стали видны почти сразу - за назначение Тимошенко во второй раз премьер-министром удалось проголосовать лишь со второй попытки, причем количество голосов было минимально возможным - 226. Кандидатуру премьера внес на рассмотрение парламентариев занимавший в то время пост президента страны Виктор Ющенко. Спустя совсем немного времени он пожалел об этом, назвав данный шаг "самой большой своей стратегической ошибкой".

В начале 2008 года противостояние коалиции и оппозиции начало переходить в острую фазу. Первым серьезным камнем преткновения стал вопрос о возможном присоединении Украины к плану действий по получению членства в НАТО, просьба о котором якобы содержалась в письме Ющенко, Тимошенко и Яценюка в адрес генерального секретаря Североатлантического альянса.

С такой постановкой вопроса тогда не согласилась оппозиция - Партия регионов и коммунисты, которые заблокировали трибуну Рады, требуя решать такие вопросы только на всеукраинском референдуме. Переговоры между лидерами фракций позволили принять соответствующее постановление Верховной Рады, а к вопросу об интеграции в НАТО депутаты больше не возвращались.

Дамоклов меч вознесся над парламентом осенью 2008 года. Президент заявил о роспуске Рады и назначении внеочередных выборов, поскольку "оранжевая" коалиция распалась, а новая так и не была сформирована в течение более чем 30 дней. Тогда в стенах парламента можно было наблюдать ситуативное большинство БЮТ, Партии регионов и коммунистов, голосовавших синхронно по ряду законопроектов. Протестуя против этого, фракция НУ-НС покинула коалицию.

Но выборам не суждено было состояться. Парламентский кризис разрешился формированием новой коалиции в составе БЮТ, НУ-НС и Блока Литвина, которая назначила Владимира Литвина спикером 9 декабря 2008 года. Глава государства остановил действие указа о досрочных выборах.

Большие перемены сулили парламенту в связи с избранием Виктора Януковича на пост президента. Верховная Рада отправила в отставку правительство Тимошенко, а 11 марта 2010 года была сформирована новая коалиция. Теперь парламентские оппоненты поменялись местами: 235 голосов в коалиции получили "регионалы", коммунисты и Блок Литвина. Николай Азаров был утвержден премьер-министром, и появились все основания для снятия определенного "политического напряжения" между президентом, исполнительной и законодательной ветвями власти.

Не удивительно, что в новом качестве Верховная Рада оказалась более эффективной и способной принимать решения порой по очень острым для страны вопросам. Одним из первых из-под пера законодателей вышел закон о ратификации так называемых харьковских соглашений между Украиной и Россией. В соответствие с ними Киеву предоставляется скидка на российский раз в размере 100 долл на 1 тыс кубометров, а срок базирования Черноморского флота РФ в Крыму продлевается до 2042 года.

Из стен парламента вышли в свет налоговый, таможенный, уголовно-процессуальный кодексы, одобрена пенсионная реформа, которая предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет и мужчин- госслужащих - до 62-х, увеличение страхового стажа.

Депутаты успели внести изменения в закон о местных выборах, а также о выборах в парламент страны.

Теперь выборы в органы местного самоуправления будут проводиться по смешанной избирательной системе /ранее - по пропорциональной или партийным спискам/, когда одна половина местных советов формируется по спискам партий, а вторая - по мажоритарным округам.

Парламент Украины также избирается по смешанной системе, при этом для партий повышен заградительный барьер с 3 до 5 проц. По новому закону, блокам партий запрещено участвовать в кампании, а в избирательных бюллетенях теперь нет графы "против всех".

Верховная Рада также может записать себе в актив принятие закона о региональных языках. Согласно ему, местные власти могут предоставлять статус регионального языкам тех нацменьшинств, численность которых превышает в данной местности 10 проц. Благодаря этому закону на востоке и юге республики широкий статус получил русский язык, в соседних Закарпатской и Черновицкой - венгерский и румынский.

Отмена конституционной реформы 2004 года упразднила понятие императивного мандата, чем с успехом воспользовалось достаточно большое число депутатов. Возобновился "дрейф" парламентариев из одной фракции в другую, появились новые депутатские объединения.

По данным экспертов, за пятилетний период фракция БЮТ "похудела" со 156 депутатов до менее чем ста, НУ-НС - с 72 до 63, коммунистов - с 27 до 25.

Вместе с тем, численность фракции Партии регионов увеличилась на 20 человек. Кроме того, была образована группа "Реформы ради будущего", а Блок Литвина переименован в Народную партию.

Украинские СМИ подсчитали, что самыми "злостными прогульщиками" в Раде шестого созыва стали украинский миллиардер Ринат Ахметов, а также Александр Лещинский, которые представляют "регионалов". Они посетили сессионный зал лишь по одному разу.

Самым же "продуктивным" оказался депутат фракции НУ-НС Юрий Кармазин. За пять лет он выступил в сессионном зале более 3,6 тыс раз. Антирекорд принадлежит 21 депутату, которые ни разу не выступили.