В Украине хотят ввести электронные суды

Автор
В Украине хотят ввести электронные суды

ВР приняла за основу законопроект "О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты".

За принятие законопроекта в первом чтении проголосовали 253 депутата.

Законопроект, в частности, вводит институт электронного суда, а также ряд других новелл.

Соблюдение разумных сроков рассмотрения дел, процессуальная экономия и снижение нагрузки на суды должны быть достигнуты за счет упрощения процедуры и ускорения рассмотрения несложных и менее значительных дел, а в предусмотренных законом случаях рассмотрения дела без вызова сторон. В таких делах срок рассмотрения составляет не более 60 дней с дня открытия производства по делу.

Для подготовки и рассмотрения сложных дел предполагается общее исковое производство, включающее основательную подготовку дела к рассмотрению.

В рамках подготовительного судебного заседания должны быть решены все процедурные вопросы: состав участников, позиции по сути дела, направление сторонами перечня вопросов по существу спора и предоставление ответа на них, доказательства, ходатайства и прочее. Для подготовки дела к рассмотрению по существу устанавливается срок до 60 дней с дня открытия производства по делу.

Вместе с тем, само рассмотрение дела по существу должно происходить в течение короткого срока, но не более 30 дней, и, с отдельными исключениями, без возможности остановки или возврата к стадии подготовительного производства.

Несвоевременное представление или сокрытие доказательств будет иметь следствием их неприятие судом, а также применение мер процессуального принуждения.

Злоупотребление процессуальными правами будет иметь практические негативные последствия, такие как возврат соответствующего заявления без рассмотрения, процессуальные ограничения, применение мер процессуального принуждения, дисциплинарная ответственность адвоката, прокурора и тому подобное.

Законопроектом предусмотрено усиление роли судебного сбора как основного источника финансирования судебной системы и как экономического стимула для сторон использовать новые процедуры рассмотрения дела (в частности, ставка судебного сбора при подаче иска в электронной форме будет меньше), достигать примирения без судебного решения (законопроект предусматривает возвращение 50% судебного сбора в таком случае); воздерживаться от злоупотребления процессуальными правами и нарушения процессуальных обязанностей. 

Участникам дела обеспечивается возможность принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, не покидая своего жилого или рабочего помещения, а для свидетелей, экспертов – в помещении другого суда. Право участников дела обращаться в суд "в бумажной форме" останется у них и после внедрения "электронного суда".

Отдельное внимание в законопроекте уделено обеспечению деятельности Верховного суда и созданию механизмов, которые обеспечат единство правоприменительной практики в рамках единого кассационного производства.

Так, решение суда по конкретному делу пересматривается в кассационном порядке Верховным судом по соответствующей жалобе только один раз. При этом, Верховный суд может действовать в составе коллегии, палаты, объединенной палаты соответствующего кассационного суда, Большой Палаты Верховного суда.

Согласно проекту закона, Верховный Суд будет рассматривать дела в составе коллегии из трех или большего нечетного количества судей.

Также в законопроекте отмечается, что коллегия судей может передать дело на рассмотрение палаты, в которую входит эта коллегия, или объединенной палаты соответствующего кассационного суда или Большой палаты Верховного Суда.