Познать себя: метод психосинтеза

Автор
Познать себя: метод психосинтеза

Метод, в котором человека не воспринимают как отделенную от всех личность, а исходят из целостности мироздания.

Этот метод, как и многие другие, родился в полемике с психоанализом. Если Фрейд рассматривал человеческую психику как нечто "существующее отдельно само по себе", расчленяя это представление на еще более мелкие части, то основатель психосинтеза Роберто Ассаджиоли с таким подходом был категорически не согласен. Он хотел не делить, а собирать, и это намерение подкреплялось глубоким убеждением в цельности всего мироздания. Изучая восточную и, прежде всего, индийскую философию, Ассаджиоли обнаружил описанную в древних текстах модель структуры личности, которая наиболее полно соответствовала его собственным изысканиям. Главное в этой модели – связанность личностного с надличным. Человек рассматривается не как обособленное существо, опирающееся лишь на свои слабые силы, а как звено в прочной цепи, ведущей к Абсолюту - непреходящему, несокрушимому, вечному.

Что конкретно делает терапевт, чтобы достичь результата?

Для реализации состояния глубокой внутренней связи с истинным "Я" были разработаны специальные техники, главная из которых - работа с субличностями. Каждая из них проявляется в виде типичного поведения и связана с различными желаниями и потребностями. Субличность имеет собственный стиль жизни и свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей, а потому нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом. Выходя на передний план в определенных обстоятельствах, субличность имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: "Я хочу... сделаю... Я люблю..." - и ошибочно думает, что он, как целостная личность, действительно этого хочет, любит и т. д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию, часть психики. Задача терапевта - помочь выявить действующую субличность, что, в свою очередь, делает возможным отстраниться от нее и наблюдать со стороны.

Случай-иллюстрация

Девушка, 26 лет, последние 4 года состояла в браке, который оценивала как счастливый. Несмотря на то, что по всем медицинским показателям она была совершенно здорова, уже 4 года не могла забеременеть. При работе с субличностями выяснилось, что ведущая субличность, с которой девушка практически полностью себя отождествляла, была бесполой. Девушка назвала ее "Человек". Эта субличность сформировалась вокруг потребности в справедливости, поддержании моральных норм и была связана с такими чертами характера, как уступчивость, внимание к другим, отсутствие конкуренции и т. п. Когда же поинтересовались, а что происходит с женской субличностью, связанной с природными женскими желаниями, она ответила, что женщины среди ее субличностей нет, но есть девочка лет 7-и.

При выяснении характеристик этой девочки оказалось, что когда-то она была очень кокетливой, но сейчас совсем "забита", так как кокетство, акцент на своей привлекательности, яркости и желании нравиться считались в семье неприличным и неприемлемыми, за это ругали и наказывали. Я попросила девушку вступить в диалог с этой частью ее личности с тем, чтобы понять, какие потребности скрываются под ее маской. Уже на следующей встрече клиентка с удивлением заметила, что девочка подросла и превратилась в подростка лет 14-ти. Мы продолжили работу с девочкой-подростком, создавая этой части личности благоприятные условия для становления взрослой женщины с чувством собственного достоинства. Через 2 месяца подобной работы клиентка забеременела, сейчас она уже мать 2-х детей.

Чем именно отличается психосинтез от других методов?

Психосинтез учит распознавать разнообразные, подчас противоречивые, стороны своей личности, подвергая ее тем самым миниатюрному психоанализу. Этот метод учит освобождаться из-под контроля властвующих над нами сил, повышает уровень внутренней интеграции, снимая противостояние субличностей и позволяя им объединяться в более крупные, но менее конфликтные. В итоге, мы можем возвести каждую субличность на высшую ступень раскрытия ее возможностей. И, наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к выявлению скрытого ядра своей личности - своего истинного "Я".