Ученые: туберкулез возник в Африке еще 70 тысяч лет назад

Ученые: туберкулез возник в Африке еще 70 тысяч лет назад

Немалой проблемой лечения туберкулеза выступает способность его быстро вырабатывать устойчивость к различным медицинским препаратам.

Журнал Nature Genetics опубликовал 4 статьи, который посвящены туберкулезу, а также его возбудителю, а именно ученые выяснили следующее - болезнь, убивающая каждый год 1-2 млн. человек, в Африке появилась примерно 70 тыс. лет назад и "следует" за человечеством с того времени.

Возбудитель туберкулеза, это микобактерия Mycobacterium tuberculosis, которая в народе получила название "палочка Коха". Роберт Кох, немецкий микробиолог, данный микроорганизм открыл в марте 1882г. Наличествующая вакцина от туберкулеза, то есть БЦЖ, которую вводят, в основном, малышам в самые первые дни жизни, не может предупредить данное заболевание у взрослых, в особенности в местах, где инфекция получила особенное распространение.

Как сообщает главный фтизиатр России, Петр Яблонский, в России в 2012г. 24%, то есть каждый четвертый заболевший туберкулезом, уже имели форму этого заболевания, которая считается лекарственно устойчивой. На сегодня в регионах Восточной Европы фиксируется распространенная лекарственная устойчивость в 50% случаев, отдельные же штаммы, которые встречаются в Ираке и Индии, уже почти что неизлечимы.

Меган Мюррей, Гарвардская школа медицины, предложила новый метод быстрого анализа генома разных штаммов палочки Коха, и он дал им возможность выявить 39 совершенно новых генов, которые связаны непосредственно с выработкой лекарственной резистентности.

"Информация, что небольшие изменения на самых ранних стадиях формирования резистентности провоцируют значительные изменения, поможет задавить эту резистентность", — говорит Мюррей.

47 из 123 штаммов, прошедших анализ, имели самую разную степень устойчивости к препаратам, которые применяются сегодня в лечении туберкулеза. При этом авторы исследования полагают, что многие найденные гены участвуют непосредственно в формировании устойчивости не к единому антибиотику, а к классу препаратов, которые действуют похоже, к примеру, влияя на клеточные стенки бактерии.

Себастьян Ганье со своими коллегами, швейцарский Институт общественного здоровья и тропиков, смогли расшифровать геном 259 штаммов палочки Коха, а также восстановить процесс эволюции этого смертельно опасного заболевания. Выяснилось следующее - возбудитель туберкулеза возник еще в Африке около 70 тыс. лет назад.

С того времени туберкулез и человек мигрировали вместе из Африки, распространившись по свету, а перемены образа жизни людей того времени, которые при этом происходили, стали мощным толчком в эволюции данного заболевания. Ганье говорит, что многообразие штаммов резко выросло во время активного расселения людей по новым территориям.

Отсюда берется следующее заключают - туберкулез, по сравнению со многими иными инфекционными заболеваниями, человеку не передавался от домашней скотины — "потому, что возник задолго до последних", говорит ученый. Передача между людьми стала возможна, в основном, в процессе демографического неолитического перехода, то есть после сельского хозяйства около 10 тыс. лет назад резко выросла рождаемость.

Исследователи предполагают, что анализ этой истории поможет определить последующее направление его развития, а также разработать иные эффективные методы лечения, ведь без надлежащих мер это заболевание просто убивает половину заболевших.

Группа Дэвида Алланда, университет Ратгерса, изучила "пошагово" формирование резистентности к этамбутолу, то есть одному из препаратов первого ряда против туберкулеза, в которые входят самые нетоксичные лекарства, но при этом даю самый максимальный эффект. Они также смогли опровергнуть предположение, что устойчивость к препаратам формируется непосредственно за одну, так сказать, "удачную" мутацию.

Очередная группа китайских исследователей проанализировала геномы палочки 161 образца, который были собраны на территории КНР, а ведь 5,7% очередных случаев заболевания приходится там непосредственно на штаммы, которые имеют множественную лекарственную устойчивость. Эксперты нашли 72 "подозреваемых" гена, сделав вывод, что механизм возникновения резистентности намного сложнее, нежели считалось.