Налоговая реформа от Кабмина: 15 главных изменений

Налоговая реформа от Кабмина: 15 главных изменений

В предлагаемом Кабинетом министров Налоговом кодексе можно выделить пятнадцать основных положений, влияющих на жизнь страны и украинцев.

Кабинет министров Украины ( Министерство финансов) недавно обнародовал проект Налогового кодекса в новой редакции. Как пишет интернет-издание Сегодня, в данном проекте можно выделить 15 основных положений, влияющих на жизнь украинцев и на формирование бюджета страны в новом году.

Итак, основные положения предложенного Налогового кодекса:

1. Новое, а не корректировка старого.

Чтобы подчеркнуть что данный законопроект не просто очередная "подчистка" уже существующего Налогового кодекса, а полноценная реформа, в Верховную Раду дополнительно будет подан законопроект "О создании равных конкурентных условий в налогообложении и стимулировании экономической деятельности в Украине", в котором предполагается, помимо появления фактически нового Налогового кодекса, внесение некоторых изменений в другие законы и кодексы.

2. Повышение ставки налога на прибыль.

Предполагается повысить ставку налога на прибыль на 2%: с существующей ставки 18% до планируемой в 20%. В Проекте планируется перечисление половины суммы платежей по данному налогу на инвестиции и на новое оборудование для производства (инвестиционный налоговый кредит).

Ожидается что количество плательщиков налога на прибыль увеличится с теперешних 523,6 тысяч человек до 685,3 тысяч человек. Увеличение произойдет из-за перехода части предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, на общую систему.    

3. Ставка налога на доходы, "дополнительные блага", "пассивный доход".

Для физических лиц на любые доходы устанавливается единая ставка налога - 20%. При этом не подлежит налогообложению доход, равный одной минимальной заработной плате. Также из совокупного дохода будут вычитаться и пенсии, не превышающие трех минимальных зарплат. В Проекте перечисляются много видов доходов, учитывающихся при начислении данного налога.

Также в Проекте расшифровано понятие "дополнительные блага", которыми может воспользоваться плательщик налога. При этом уточняется, что данными благами может воспользоваться не только сам плательщик налога, но и члены его семьи, которых обяжут платить налог с этих благ с указанием величины полученных благ и полученного дохода от них.

Детально расписано понятие "пассивный доход": всего перечислено 12 видов такого дохода.

4. Военный сбор остается неизменным - 1,5%. 

5. Единый социальный взнос (ЕСВ).

Действующая ставка ЕСВ 3,6% будет упразднена. Платить ЕСВ будет только работодатель по ставке 20%. Налоговая база для работодателей расширяется с 17 МЗП (минимальная заработная плата) до 25 МЗП (по теперешним размерам МЗП повышение будет с 20706 гривен до 34450 гривен).

6. Ставка НДС, доход выше 2 миллионов гривен, специальные ставки и режимы для фармацевтики и сельхозкомпаний.

Ставка НДС сохраняется - 20% (экспорт - 0%). Предлагается ввести обязательную регистрацию налогоплательщиков с доходом выше 2 миллионов гривен.

Предполагается упразднить все специальные ставки и режимы для сельскохозяйственных компаний и для фармацевтической продукции. Ожидается уменьшение количества плательщиков НДС с 234,1 тысяч до 210,3 тысяч ввиду установления порога для регистрации в 2 миллиона гривен.

7. Упрощенная система налогообложения для юридических лиц отменяется.

Количество групп плательщиков налога на прибыль, работающих по упрощенной системе, уменьшится с четырех (I-III, IV) до трех (А, В, С).

Производители сельхозпродукции из IV группы перейдут в группу С. В данную группу будут входить предприятия, у которых за предыдущий налоговый год доля сельскохозяйственного производства равна либо превышает 75%. При этом объем полученного дохода не превышает 2 миллионов гривен. Остальные производители сельхозпродукции должны будут перейти на общую систему налогообложения.

Ставка единого налога для сельхозпроизводителей останется прежней - от 0,09% до 1,35% нормативно-денежной оценки 1 гектара земли.

8. Служба финансовых расследований.

В Проекте предполагается создание Службы финансовых расследований (СФР). Данная служба будет создана на основе существующей сегодня налоговой милиции. Возглавлять СФГ будет первый заместитель главы Государственной фискальной службы.

9. Налог на недвижимость.

Предлагается установить фиксированный налог на недвижимость в размере 25 тысяч гривен в год для владельцев квартир общей площадью более 300 квадратных метров и владельцев жилых домов площадью более 500 квадратных метров.

Увеличение максимальной ставки налога на недвижимость, устанавливаемого местными советами, до 3% от минимальной заработной платы за 1 квадратный метр в год с распространением взимания данного налога на складские и промышленные объекты.

Льготы для владельцев компактного жилья - дома площадью до 120 квадратных метров и квартиры площадью до 60 квадратных метров - останутся неизменными.

10. Налог на авто.

Предполагается заменить существующий налог, взымаемый с автомобилей с двигателем объемом свыше 3 литров, на налог на автомобили "люкс"-класса, стоимостью выше 1 миллиона гривен и сроком выпуска до 5 лет. Ставка данного налога составит 25 тысяч гривен в год с одного авто.

11. Акцизы.

В Проекте заложен рост ставок акцизов на различные группы товаров от 25% до 500%

12. Администрирование налогов.

Проект предполагает существенные изменения в администрировании налогов:

- Предоставление доступа плательщику к данным налоговых органов относительно состояния расчетов;

- Упростятся процедуры подачи налоговой отчетности;

- Предусмотрена возможность подачи возражения к акту проверки в фискальный орган более высокого уровня;

- Унификация подходов по применению срока, за который возможен пересмотр суммы налога;

- Налогоплательщики, действующие в соответствии с консультациями налоговой службы, могут быть освобождены от уплаты пени и от административной ответственности, но не от доначисления налога;

- Оснований для инициирования налоговых проверок станет меньше; 

- Будет введена система одноуровневой процедуры административного обжалования.

13. Электронные кабинеты и система контроля за подакцызными товарами.

В Проекте предполагается появление системы контроля за подакцызными товарами и создание электронных кабинетов плательшика налогов.

14. Трансфертное ценообразование.

В будущем Налоговом кодексе для трансфертного ценообразования выделят отдельный раздел (на данное время - только одна глава). Будет добавлено много уточнений и изменений в процедурах, формулировках, критериях и так далее.

15. Мораторий на изменения Налогового кодекса.

Предлагается установить двухлетний мораторий на внесение изменений в принятый Налоговый кодекс. Данный запрет распространяется на уменьшение количества и размеров налоговых льгот, расширение базы налогообложения, источников погашения налогового долга либо уплаты налоговых обязательств и другие пункты Кодекса.