Без жалости к мастеру

Автор
Без жалости к мастеру

В Венеции завершился очередной кинофестиваль.

В субботу, 8 августа, в Италии завершился 69-й Венецианский кинофестиваль. Главными картинами мероприятия на этот раз стали драмы "Пьета" Ким Ки Дука (она получила главную награду - "Золотого льва") и "Мастер" Пола Томаса Андерсона (эта лента удостоилась премий за режиссуру и лучшие мужские роли).

Пьета (итальянской слово "pieta" переводится как "жалость", "сострадание" или "милосердие") - иконографическое изображение девы Марии, оплакивающей Христа. Согласно правилам, художник (чаще - скульптор) изображает Христа лежащим на коленях у матери. Самая знаменитая, но далеко не единственная пьета была создана Микеланджело Буонарроти и сейчас находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Именно эта скульптура и стала одним из источников вдохновения для Ким Ки Дука.

Главный герой "Пьеты" - мужчина 30-ти с чем-то лет по имени Кан До. Он зарабатывает на жизнь тем, что выбивает деньги из должников (в буквальном смысле: он их просто калечит, и сумма выплаченной жертвам страховки идет на покрытие долга). Кан До считает, что у него нет родственников, - до тех пор, пока загадочная женщина не объявляет себя его матерью, бросившей сына сразу после рождения. Собственно, взаимоотношения этих двух персонажей и являются центральной темой фильма.

Говорят, что и название нового фильма Ким Ки Дука, и постер - это спойлеры, так что можно примерно предположить, как в картине разворачиваются события. Кроме того, по свидетельству очевидцев, лента "Пьета" стала самым тепло встреченным аудиторией фильмом из основной конкурсной программы. Впрочем, победу Ким Ки Дука можно было предсказать и без информации о реакции зрителей. Корейского режиссера в Венеции вообще любят. Впервые кинематографист приехал на фестиваль с лентой 2000 года "Остров" (той самой, на показе которой зрители, по слухам, теряли сознание). В 2004 году в Венеции весьма тепло был встречен фильм Ким Ки Дука "Пустой дом" (картина удостоилась целой серии наград, в том числе за режиссуру).

Ленту Андерсона "Мастер" венецианские зрители тоже встретили хорошо. Фильм рассказывает о некоем религиозном культе и его харизматичном лидере (режиссер не говорит этого открытым текстом, но все прекрасно понимают, что прототипами стали церковь сайентологии и Рон Хаббард). Главные роли в этой картине исполнили вернувшийся в кино после непродолжительного музыкального детура Хоакин Феникс и Филип Сеймур Хоффман. Оба они и удостоились премий за свои актерские работы (впрочем, на церемонии присутствовал только Хоффман - он получил награды и за Феникса, и за Андерсона).

С "Мастером", кстати, связаны некоторые интересные истории. В частности, предполагалось, что именно этому фильму дадут основной приз Венецианского кинофестиваля - "Золотого льва". Однако затем жюри под предводительством американского кинематографиста решило, что не стоит присуждать практически все основные награды одной-единственной картине.

Кроме того, казус с "Мастером" произошел и на самой церемонии. "Серебряного льва", венецианскую награду за режиссуру, по ошибке выдали австрийцу Ульриху Зайдлю, создателю ленты "Рай: Вера" (эта картина действительно удостоилась премии, но другой - специального приза жюри). Впрочем, оплошность довольно быстро исправили.

Еще одна важная фестивальная премия - награда за лучшую женскую роль - досталась израильской актрисе Хадас Ярон, снявшейся в драме "Заполнить пустоту". Актриса сыграла 18-летнюю девушку из проживающей в Тель-Авиве ортодоксальной иудейской семьи. Согласно сюжету, у героини Ярон умирает старшая сестра, что расстраивает помолвку девушки.

Также хочется остановиться на двух картинах, не сумевших завоевать признания венецианского жюри. Это, во-первых, лента американского режиссера Терренса Малика "К восхищению", которую фестивальные зрители встретили если и не в штыки, то по крайней мере абсолютно не благодушно. Казалось бы - ну и что с того, мало ли кого и где освистали (тем более что и позитивные отзывы тоже имелись). Но дело в том, что Малик до некоторых пор был кинематографической священной коровой, неприкосновенным режиссером. За почти сорок лет он снял всего полдесятка полнометражных фильмов, что не помешало ему получить статус живого классика.

Сам Малик, наверно, от Венеции ничего особенного и не ждал - он на фестивале просто не появился. Можно, конечно, вспомнить, что он вообще считается человеком необщительным и предпочитает игнорировать светские мероприятия. Тем не менее, в Канны в 2011 году он приехал - и его лента "Древо жизни", напомним, получила тогда "Золотую пальмовую ветвь". Свое отсутствие режиссер объяснил повышенной занятостью: он сейчас работает над двумя новыми проектами (потрясающие темпы для человека, который раньше выпускал по фильму в среднем раз в восемь лет).

Второй фильм из не выигравших интересен по той простой причине, что своя рубашка всегда ближе к телу. В программу основного конкурса Венецианского кинофестиваля в этом году была включена одна российская лента - "Измена" Кирилла Серебренникова. Критики хвалят актерскую игру, но ругают сценарий, который Серебренников написал в соавторстве с Натальей Назаровой. Опять же, рассчитывать на победу "Измены" в Венеции было довольно бессмысленно - в прошлом году "Золотого льва" уже успели отдать российскому режиссеру (награды удостоился Александр Сокуров за фильм "Фауст", снятый, правда, на немецком языке).