40 лет назад в эфир вышел легендарный фильм "17 мгновений весны"

Автор
40 лет назад в эфир вышел легендарный фильм "17 мгновений весны"

Картина моментально стала не просто популярной, а всенародно любимой.

Картина моментально стала не просто популярной, а всенародно любимой. Настолько, что ленту вновь показали уже спустя всего 3 месяца после премьеры.

Если даже 40 лет спустя вопрос: "Кто такой Штирлиц?" не ставит молодых людей в тупик, то можно лишь представить, в каком ошеломлении и восторге были первые зрители, а самый серьезный диктор телевидения даже вдруг начинал читать стихи.

"Я должен признаться сейчас. Мы раньше наших зрителей с помощью спутников, с помощью орбит могли смотреть серии, которые только шли вечером по первой программе", - говорит диктор Центрального телевидения Игорь Кириллов.

Рейтинг "Семнадцати мгновений весны", как бы сказали сегодня, напротив, с каждым повтором все равно был стопроцентным. Пустели улицы, реально падала преступность.

Двенадцать серий за 12 дней смотрели, не отрываясь. Все в точности, как 20 лет спустя показали в киножурнале "Ералаш".

"У меня был телевизор, человек 20 вокруг него сидело и, открыв рот, смотрело. Это было что-то завораживающее, что-то потрясающее. Михаил Иванович Пуговкин говорил: "Как же я Тихонову то завидую! Он постольку молчит", - рассказывает руководитель киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский.

Психологический поединок Штирлица и Мюллера, тонкая ирония, двойные смыслы захватывают до сих пор. Встреча с женой все еще берет за душу, а над страданиями радистки Кэт, говорят, даже плакал сам Брежнев.

Тысячи советских школьников разговаривали фразами из фильма и вырабатывали привычку спать ровно по 20 минут, как настоящий разведчик.

"Настолько была вера в то, что ты шпион, вера в то, что ты разведчик, вера в то, что ты немец или русский! У нас была всегда радистка Кэт! Всегда, чтобы ни было! И мы играли в какие-то такие шпионские игры. Было задание: пройти незаметно", - рассказывает актер Вячеслав Манучаров.

И зрители уже так привыкли к этому, черно-белому, будто почти документальному фильму, что цветной вариант сразу же породил новые шутки.

Знатоки фильма утверждают, что те же темные очки Штирлица взяты из 70-х, а сантехника, шпионский диктофон и часы в кабинете Мюллера вполне советские. В одном кадре проезжает грузовик ЗИЛ-130, в другом, если замедлить, видно отражение режиссера Татьяны Лиозновой. И все это доказывает лишь одно: только самый любимый фильм могли так разобрать на кадры и цитаты.