Германия медлит с согласием, и это угрожает стабильности Европы

Автор

Если все остальные страны Европы поддерживают предложение, а Бундестаг отвергает его, Германия возьмет на себя полную ответственность.

На встрече в Риме, состоявшейся в прошлый четверг, 4 главы государств согласовали дальнейшие шаги, которые нужно сделать на пути к созданию банковского союза и введению скромного пакета стимулирующих мер, призванных дополнить соглашение в налогово-бюджетной сфере. Однако канцлер Ангела Меркель противилась всем предложениям о том, чтобы облегчить Испании и Италии выплату чрезмерно завышенных премий за риск, которые сегодня доминируют на рынке. В результате июньский саммит может закончиться полным фиаско, что таит в себе смертельную угрозу, ведь остальные страны еврозоны останутся без прочного барьера, способного защитить их от возможного выхода Греции из зоны единой валюты.

Даже если фатальной катастрофы и удастся избежать, нынешнее разделение стран еврозоны на кредиторов и должников только углубится, и у "периферийных" государств не останется шансов восстановить свою конкурентоспособность, так как правила игры будут повернуты против них. Такое положение вещей, вероятно, выгодно Германии с точки зрения ее собственных интересов, однако оно приведет к созданию совсем другой Европы, далекой от того открытого общества, идея которого когда-то воспламенила воображение народов континента. В результате подобного исхода Германия станет центром империи, а "«периферийные"» страны окажутся в подчиненном положении, попав в постоянную зависимость от нее. Это – совсем не то, за что выступают канцлер Меркель и подавляющее большинство немцев.

Ангела Меркель заявила, что против правил использовать резервы Европейского центрального банка (ЕЦБ) для решения налогово-бюджетных проблем стран-членов ЕС, и в этом она права. Президент ЕЦБ Марио Драги (Mario Draghi) говорит то же самое. Тем не менее, авторы нынешних планов, разработанных для июньского саммита, упустили один важный момент, а именно возможность создания Европейской службы налогово-бюджетного надзора, которая в партнерстве с ЕЦБ способна сделать то, чего ЕЦБ не удастся добиться в одиночку. Она может основать фонд сокращения задолженности – некую модифицированную версию Европейского пакта погашения долгов, идея которого была предложена Советом экономических консультантов при канцлере Германии и поддержана социал-демократами и Партией зеленых. В обмен на согласие провести определенные структурные реформы со стороны Италии и Испании этот фонд приобретает и становится держателем значительной части их долговых обязательств, подлежащих оплате.

Финансировать приобретение этих долгов можно с помощью выпуска европейских казначейских векселей, являющихся обязательствами с солидарной ответственностью всех стран-членов еврозоны, которые станут источником дешевого финансирования для заинтересованных стран. Этим векселям будет присвоен нулевой рейтинг риска, и их станут рассматривать как высококачественное обеспечение для проведения операций РЕПО. Банковская система остро нуждается в устойчивых ликвидных активах. В настоящее время банки держат в ЕЦБ избыточные ликвидные средства, превышающие 700 млрд. евро, ставка по которым составляет всего 0,25%. Такое положение вещей говорит о том, что существует готовый рынок для таких векселей со ставкой 1% или даже меньшей.

Если какая-либо из стран-участниц не выполнит своих обязательств в рамках вышеуказанного соглашения, Европейская служба налогово-бюджетного надзора может наложить на нее штраф или другой вид наказания, пропорциональный тяжести нарушения. Это позволит создать прочную систему защиты от риска недобросовестности. Например, в таких условиях для любого последующего итальянского правительства будет практически невозможно нарушить обязательства, взятые на себя кабинетом Монти. Дело в том, что финансирование почти половины долгов Италии с помощью европейских казначейских векселей станет для страны сродни сокращению среднего срока погашения ее облигаций. Это сделает последующее правительство очень восприимчивым к любому наказанию, наложенному Европейской службой налогово-бюджетного надзора.

По истечении определенного периода страны-участницы вступят в программы снижения задолженности, которые будут разработаны таким образом, чтобы не помешать их экономическому росту.

Все вышесказанное является прелюдией к созданию полноценного политического союза и выпуску еврооблигаций. Введение в обращение европейских казначейских векселей, безусловно, потребует согласия со стороны Бундестага, однако оно не противоречит требованиям Конституционного суда Германии, гласящим, что любое обязательство, получившее одобрение Бундестага, должно быть ограниченным по времени и размерам.

Сегодня еще не поздно прибегнуть к политической декларации, которая наметит не только такую долгосрочную цель, как создание политического союза, но и позволит разработать «дорожную карту» для формирования альянса в налогово-бюджетной и банковской сфере. Руководствуясь этой декларацией, Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) сможет немедленно вступить во владение греческими облигациями, которые сегодня держит ЕЦБ, что позволит ЕЦБ начать накопление долговых обязательств Италии и Испании. В свою очередь, Италия и Испания получат возможность провести структурные реформы, которые станут основанием для того, чтобы воспользоваться услугами Фонда погашения задолженности.

Подобный сценарий окажет такое же воздействие на рынки, как и декларация министров финансов в ноябре 2009 года, которая спасла финансовую систему. Кроме этого изменится динамика событий на политической арене.

Основным препятствием на этом пути является политика Германии, отвечающей на все предложения, что «она не может на это пойти». Канцлер Ангела Меркель настаивает на том, что полнокровному союзу в налогово-бюджетной и банковской сферах должен предшествовать политический союз. Такой подход выглядит одновременно далеким от реальности и неразумным. Союзы во всех трех областях необходимо создавать одновременно, шаг за шагом. Нет такого соглашения или статьи в конституции, которые не позволяют сформировать Европейскую службу налогово-бюджетного надзора, если немецкий электорат в лице депутатов Бундестага одобрит подобную меру. В противном случае никакого Европейского механизма стабильности (ESM) просто бы не существовало. Если все остальные страны Европы поддерживают это предложение, а Бундестаг отвергает его, Германии придется взять на себя полную ответственность за все политические и финансовые последствия такого шага.