Политический театр Бориса Березовского

Автор
Политический театр Бориса Березовского

Самый непрозрачный человек. Борис Березовский умер, как и жил – неоднозначно, театрально и немного таинственно.

Борис Березовский умер, как и жил – неоднозначно, театрально и немного таинственно. Наверняка появится множество теорий заговора – покойник по этим теориям был большой специалист и непременно включал их в свои политические и медийные расчеты. Для самых замысловатых версий есть большой простор: над всеми людьми, которые в какой-то период жизни принимали решение связать свою финансовую или политическую судьбу с Березовским, тяготеет какой-то рок.

В Великобритании вспомнят, скорее всего, только Александра Литвиненко. В России могут напомнить и о некоторых рассорившихся с олигархом былых партнерах. Ведь не дожил до шестидесяти лет ни его былой партнер по телебизнесу Бадри Патаркацишвили, ни товарищ по проекту партии «Либеральная Россия» Серей Юшенков, ни депутат Вадим Головлев... Список можно длить бесконечно. Поэтому, наверное, и сам Борис Абрамович вряд ли был бы удивлен, если бы кто-то предсказал ему, что он не перейдет 70-летний и даже 69-летний рубеж.

Свой выбор – прожить не самую длинную, но яркую жизнь – Борис Березовский принял еще в советское время, когда стал так называемым цеховиком. И подтвердил его в середине девяностых, когда пошел в политику. Правда, его роль в истории стала еще одной жертвой его театрального стиля. Он был так склонен к мистификациям, что ни об одном из его деяний невозможно что-то сказать наверняка. Историки еще долго будут выяснять, грозил ли России в 1996 году коммунистический реванш, от которого вроде как «спас» Россию Березовский, организовав массированную кампанию в поддержку Бориса Ельцина на телевидении и в других СМИ. Какова была роль Березовского во второй чеченской войне и в период между двумя войнами в Чечне: был ли он лишь добровольным спасителем заложников или хитрым манипулятором, тянувшим за ниточки и боевиков, и федеральные власти? Какова была его роль в гибели Литвиненко, Юшенкова, в конфузе с «исчезновением» и последовавшей политической смертью бывшего спикера Госдумы Ивана Рыбкина?

На все эти вопросы мы вряд ли когда получим стопроцентно четкие ответы. «Главное – ввязаться в драку, а там посмотрим», говаривал Владимир Ильич Ленин, и этот лозунг можно вполне сделать эпиграфом к политической карьере Березовского. «Я – продукт приватизации»,- говорил он, прекрасно понимая всю неоднозначность такого своего «происхождения». Политическое происхождение Березовского не назовешь самым благородным, но засунуть его обратно в политическое небытие оказалось так же невозможно, как пересмотреть итоги приватизации. И после эмиграции в 2000 году он продолжал работать на возврат времени своего расцвета – девяностых годов. Его массированные информационные кампании, чернящие страну исхода, охотно подхватывались западными СМИ. Но Березовский, поднимая истерики то по поводу убийств журналистов (которых при Ельцине было больше), то по поводу «реабилитации Сталина» (которой просто не было), был искренен. Думается, нет оснований сомневаться в его непримиримости к «путинской России», хотя пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже после сенсационного известия из Лондона счел уместным сообщить, что некоторое время назад Березовский обратился к Путину с личным письмом, в котором просил дать разрешение вернуться в Россию.

Чего хотел Березовский добиться этим письмом? Наверное, и эту тайну этого человека мы никогда не узнаем. Он войдет в историю символом непрозрачности, сложности, неоднозначности. В этом смысле Березовский стал отражением эпохи своего прихода в политику – девяностых годов. Времени, как мы теперь понимаем, сложного и разрушительного. Но каким бы ни было это время, оно уже – часть нашей жизни. И вот ушел один из символов этой частицы нашего прошлого.

Федор Лукьянов, Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель Совета по внешней и оборонной политике:

«Борис Березовский был, наверное, одной из самых ярких фигур, олицетворявших российскую политику во времена между концом Советского Союза и началом 2000-х годов. Первое десятилетие истории новой России неразрывно связано с именем Березовского. Отчасти его образ, конечно, демонизирован. То есть, он был явно не один, и тогда все так уж вышло, что именно он стал крупным символом того периода, когда в России была полная неразбериха, когда политическая власть с трудом устанавливалась, к ней прорывались люди случайные. Можно вспомнить массу примеров того, как взмывали какие-то совершенно неизвестно откуда взявшиеся люди к самым вершинам, и Березовский был, безусловно, одним из самых ярких, талантливых людей, которые использовали эту ситуацию, и добились почти всего. В какой-то момент, к концу 1990-х годов, он стал одним из, не знаю, скольких-то там – пяти – самых влиятельных людей страны, и от него очень многое зависело. Естественно, как любой переходный период, когда заканчивается, постепенно вытесняет тех, кто его создавал. Так и Березовский на следующем этапе оказался вне игры, его роль стремительно уменьшалась. Уже, в основном, оставались только скандалы, уже никаких продуктивных, так сказать, шагов не было. В принципе, как-то оценивать его деятельность, на мой взгляд, довольно бессмысленно. Период, когда он работал, и то, что он делал, вне рамок позитивных или негативных оценок – это просто фатальное время попыток подняться после распада. Безусловно, он останется неразрывно связанным с этим временем, которое едва ли в будущей истории России удостоится высоких оценок».

Александр Хинштейн, заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции, член фракции «Единая Россия».

«Я бы не стал преувеличивать значение фигуры Бориса Березовского в новейшей истории России. Вся его жизнь на этапе с начала 1990-х годов была подчинена только одному – чтобы о нем как можно больше говорили. И главный принцип, которому он пытался следовать, был сформулирован в фильме «17 мгновений весны», когда Мюллер говорил: «Чертовски приятно, когда тебя считают дьяволом». Осознание, что его считают дьяволом, было для Березовского самым главным. Но жизнь – или смерть – всё расставляет на свои места, и то, что случилось, на мой взгляд, является абсолютно закономерным финалом последних лет его жизни. Человек, который работал не на созидание, а на разрушение; человек, который думал исключительно о себе и исходил только из эгоистичных, эгоцентричных принципов; человек, для которого все окружающее – и люди, и дела, и страна – были не более чем предмет для спекуляции, наживы и каких-то игр закончил свои дни вдалеке от Родины, без друзей, без любви, без дела, без уважения и, самое главное, без Родины. Это не только закономерно, но и поучительно для всех, кто пытается противопоставить себя стране».

Автор: Дмитрий Бабич