В Южной Америке нашли первую флуоресцентную лягушку

В Южной Америке нашли первую флуоресцентную лягушку

Международная группа ученых обнаружила, что квакши вида Hypsiboas punctatus являются первыми известными земноводными, которые способны флуоресцировать.

Флуоресценция представляет собой физический процесс, при котором вещество поглощает свет с более короткой длиной волны и испускает с более длинной. Флуоресценция живых организмов наблюдается относительно редко, обычно такой способностью обладают морские организмы: рыбы, кораллы и морские черепахи. До сих пор среди видов, обитающих на суше, флуоресценция была известна только у некоторых попугаев.

В рамках новой работы ученые из Университета Буэнос-Айреса и других учреждений изучали пигменты древесной лягушки H. punctatus, обитающей в лесах Южной Америки. В ходе анализа авторы предположили, что животное способно флуоресцировать красным светом, поскольку в его прозрачной коже содержится пигмент биливердин. Земноводным это вещество обеспечивает зеленую окраску, тогда как некоторым насекомым оно позволяет испускать красное свечение. Однако эксперимент показал, что при облучении H. punctatus ультрафиолетом кожа лягушки светится зеленым.

Затем исследователи выделили вещества, которые отвечают за флуоресценцию H. punctatus. Химическое строение этих соединений, получивших название хилоинов, оказалось уникальным благодаря боковым цепям и гетероциклическим частям, прежде не встречавшимся во флуоресцирующих тканях животных. Свечение хилоинов отличается относительно высокой яркостью: так, в сумерках они обеспечивают около 30 процентов света, исходящего от животного, и 18 процентов — при свете полной луны. По мнению ученых, это может делать земноводных более заметными для представителей своего вида. Тем не менее, зрительный анализатор H. punctatus изучен недостаточно, и пока неясно, могут ли они распознавать такую флуоресценцию.

Точная функция биофлуоресценции также остается неизвестной. Предполагается, что она может участвовать в привлечении животными противоположного пола, коммуникации или защите от хищников. Прояснить назначение способности планируется в дальнейших работах. В частности, авторы намерены проверить, могут ли флуоресцировать другие 250 видов лягушек, имеющих прозрачную кожу.

Необычный внешний вид нередко играет важную роль в жизни земноводных. Ранее американские исследователи обнаружили лягушек, которые способны менять рельеф кожи в случае опасности. Бразильские ученые летом 2015 года идентифицировали сразу семь новых видов ядовитых лягушек с яркой окраской, а открытие квакши Corythomantis greening едва не стоило зоологу жизни: этот вид амфибий стал первым, который может впрыскивать яд в тело жертвы.