Новости науки

X

Ученые предполагают, что проказа могла зародиться в Европе

Проказа
19:06 Пн, 14 Май 2018 Телеграф
Фото из открытых источников

Новости науки: Болезнь также могли занести в средневековую Европу из других частей континента.

Ученые провели анализ средневековых геномов возбудителей проказы и заявили о том, что ее родиной могла быть Западная Евразия или даже Европа. Или же возбудителя болезни привезли в Европу из других частей континента в древности или средние века.

Исследователи установили, что в раннем средневековье в Европе существовали четыре разновидности проказы, известные на данный момент.

Древнейшие останки с признаками проказы были найдены в Индии и Пакистане и датируются приблизительно 2000-м годом до нашей эры. В трудах Гиппократа упоминаются симптомы, похожие на симптомы проказы. Болезнь была широко распространена в средневековой Европе; пик ее пришелся на XII-XIV века, а в XVI веке она практически исчезла с континента. Сейчас проказа встречается по всему миру за исключением Европы. Генетики выделяют четыре типа и 16 подтипов микобактерии Mycobacterium leprae.

В ходе нового исследования ученые из восьми европейских стран секвенировали 10 полных геномов средневековых M.leprae, которые датировали V-XV веками. Четыре из них — из Италии, Венгрии, Чехии и Великобритании, в том числе древнейший известный геном V-VI веков. Остальные шесть геномов были выделены из останков людей, похороненных в разное время на средневековом кладбище в датском городе Оденсе. Также ученые проанализировали семь средневековых геномов, отсеквенированных ранее, и 142 генома современных M.leprae из разных частей света. Используя эти данные ученые построили филогенетическое дерево возбудителя проказы.

Выяснилось, что в средневековой Европе присутствовали все четыре типа микобактерий M.leprae, которые встречаются сейчас по всему миру. В частности, древнейший тип, ныне типичный для Восточной Азии, оказался в останках из Венгрии VII-VIII веков и останках из Дании XI-XIII веков. А старейший известный геном, из Великобритании, принадлежал к третьему типу. Также оказалось, что на кладбище в Дании были найдены все четыре типа микобактерии.

Авторы работы предложили две модели распространения болезни. Она могла возникнуть в Западной Евразии или даже в Европе и отсюда распространиться по всему миру. Либо разные типы M.leprae "приехали" в Европу в древности или в средние века из других частей континента. Торговые пути соединяли разные части Евразии еще в бронзовом веке, и особенно оживленной торговля стала в I-II веках нашей эры, в эпоху господства Римской империи. А густонаселенные поселения, способствующие распространению инфекции, существовали в Европе еще в железном веке.

Новости: У Путина рассказали детали разговора с Меркель