Карибско-украинский сюрприз
- Автор
- Дата публикации
- Автор
В субботу Александр Пятница принес первую в истории независимой Украины олимпийскую медаль в метании копья.
Всего семь сантиметров отделило нашего спортсмена от первой ступеньки пьедестала Лондона-2012, на которую сенсационно поднялся 19-летний Кэшорн Уолкотт из Тринидада и Тобаго.
Неожиданно и приятно для нас завершился в субботу поздно вечером финал в секторе для метания копья. Все фавориты, включая двукратного олимпийского чемпиона норвежца Андреаса Торкильдсена, действующего чемпиона Европы Вецлава Веселы из Чехии, а также бронзового медалиста Пекина и чемпиона мира-2007 финна Теро Питкамяки, будто сговорившись, подписали капитуляцию. Никто из них не достал даже до отметки в 84. Впрочем, тут, конечно, следует сделать поправку на ветер, который вчера разыгрался не на шутку, или правильнее будет сказать - решил пошутить над Королевой спорта.
Александр Пятница на двух чемпионатах мира в Берлине-2009 и Тэгу-2011 останавливался на стадии квалификации. В Лондонский сектор украинец вышел с четвертым результатом сезона в мире. Только вот если 86.12 которые он показал в мае в Киеве, заодно являлись еще и его лучшим показателем в карьере, то у соперников были куда более весомые козыри в рукаве. Квалификацию выиграл действующий чемпион Европы чех Веселы с результатом 88.34. Пятница с 82.72 расположился на четвертой позиции следом за ним, а также Торкильдсеном и Питкамяки. Впрочем, никто ведь и не ожидал, что в предварительном раунде копье полетит за девяностометровую отметку. Другое дело, финал, но спортсмены один за другим выходили в сектор, а на первом месте продолжал значиться 19-летний паренек Кэшорн Уолкотт из Тринидада и Тобаго - известный лишь узкому кругу специалистов благодаря своей победе в июле на юниорском чемпионате Европы в Барселоне.
В третьей попытке пришла очередь украинца удивлять. Метнув на 84.51, он стал в промежуточном протоколе аккурат за Вэлкоттом. Время шло, копья летали, а ситуация на табло не менялась. Ну, вот сейчас, думали все, Торкильдсен даст выскочкам прикурить, Веселы поймает кураж, а Питкамяки разозлится, но, увы, для них, и к счастью, для нас этого не случилось. В пятой попытке сердце у украинских болельщиков екнуло. Финн Анти Руусканен вплотную приблизился к результату Пятницы. Но так его и не превзошел. Наш спортсмен, в свою очередь, собрался и выдал еще одну неплохую, и уже последнюю, попытку - 83.53. Видно было, что ему не давали покоя те семь сантиметров, которые он уступал Вэлкотту. Кстати, как оказалось, в итоге это самый маленький разрыв между первым и вторым местом в метании копья с Игр-1972 года, где немец Клаус Вольферманн на два сантиметра опередил Яниса Лусиса.
В итоге чемпионом с национальным рекордом в 84.58 стал Уолкотт, завоевавший таким образом всего второе олимпийское золото в истории Тринидада и Тобаго после победы Хасели Кроуфорда на стометровке на Играх-1976. Он к тому же стал самым юным олимпийским чемпионом в истории метании копья и первым спортсменом не из Европы или США, которому удалось выиграть этот вид на Играх.
Пока в микст-зоне Анти Руусканен рассказывал, что значит для представителя нации копьеметателей проиграть парнишке с островного государства в Карибском бассейне, сам герой дня Вэлкотт признавался, что вовсе не чувствует себя звездой.
- Я приехал сюда получить удовольствие, - обескураживающе честно признался Кэшорн Уолкотт - Установил свой личный рекорд - круто! Так это еще и национальный, оказывается, здорово - подумал я. Уже шестая попытка подходит к концу, а я все еще на первом месте - ничего себе.
На пресс-конференции наш спортсмен выглядел и счастливыми, и озадаченным одновременно. Пока его тринидадского коллегу допрашивали об успехах в крикете и возможности увидеть через четыре года в секторе для тройного прыжка его брата, украинец, казалось, мысленно находился еще на стадионе. И лишь увидев украинских журналистов в зале, искренне улыбнулся.
- Я счастлив, но и немного расстроен. Уступил всего семь сантиметров победителю. Понимаю, что мог выиграть, но это спорт, и любая медаль для меня - уже победа.
- Могли представить, что вам даже не придется бить личный рекорд для того, чтобы подняться на пьедестал Олимпиады?
- После квалификации я все время видел во сне медали. Знал, что нехорошо заранее вешать награду на шею, но ничего не мог с собой поделать. Кстати, почему-то думал, что будет бронза.
- А одним из тех, кто должен был быть впереди - норвежец Андреас Торкильдсен?
- Я предполагал, что могу обыграть Андреаса. Этот сезон из-за травм у него складывался не лучшим образом.
- А чем объясняется, на ваш взгляд, то, что не лучшим образом сегодня сложились соревнования для всех лидеров?
- Возможно, перегорели, было видно, что они нервничают, особенно чех Витезлав Веселы. Торкильдсен тоже наверняка чувствовал, что не сможет здесь показать свой лучший результат.
- Ветер насколько большие коррективы внес в распределение мест в итоговом протоколе?
- Проблем с ветром я не почувствовал, возможно, потому что меня гораздо больше беспокоило другое, а именно собственное бедро. Из-за этого у меня были страх и неуверенность перед квалификацией. Изначально я радовался уже просто тому, что вышел в финал. Аппетит, как говорится, приходит во время еды. Но уже во время разминки перед финалом я стал чувствовать боль, то с ногой что-то не так, то в руке дискомфорт. Но знаете, я не расстроился, даже - наоборот. Для меня это хорошая примета, когда что-то болит, я обычно неплохо выступаю.
- Наверное, сложно было ждать, когда выполнят свои последние попытки оставшиеся четыре участника?
- Да, напряжение было невероятное. И я, честно признаться, думал, что меня "обметают" и Торкильдсен, и Питкамяки. Выложился в одной попытке, а дальше почувствовал пустоту, после которой уже знал, что не добавлю. Знал, и немножечко расстроился, что не хватает мне семь сантиметров. Я настраивался на последнюю попытку, взял жёсткое копьё и пошёл ва-банк. Плохо помню, что там было, потому что словно находился на автопилоте.
- Олимпиаду в Пекине Торкильдсен выиграл с результатом 90.57. Для победы в Лондоне Уолкотту хватило и 84.58. Означает ли, что пошла тенденция на спад, и мы не скоро увидим падение мирового рекорда Яна Железны?
- Вообще-то я предполагал, что результат победителя будет в районе 86. Но не думал, конечно, что всего 84. А почему пошел спад? Затрудняюсь сказать, конкуренция растет, результаты плотные, возможно, у лидеров накопилась усталость. Я разговаривал с Веселы и Торкильдсеном. У них такая же травма бедра, как и у меня. Отсюда и не такие высокие результаты.
- Приятного сюрприза в секторе для метания копья украинские болельщики на Олимпиаде ждали даже не столько от вас, сколько от новоиспеченной чемпионки Европы Веры Ребрик. Ее неудача не выбила вас из колеи?
- Я очень переживал за всех наших спортсменов, и в частности за Веру Ребрик. Когда я следил за соревнованиями женщин в секторе для тройного прыжка, то у меня пульс подскакивал до двухсот ударов в минуту. Ольга Саладуха - очень сильный боец, раз смогла заработать медаль в последней попытке. Вера Ребрик тоже могла бы попасть в тройку призеров, помешали небольшие технические ошибки. А пройди она квалификацию…
- Усейн Болт сегодня таки выцыганил у организаторов эстафетную палочку на память, а вы не хотите попросить у них копье, которое принесло вам серебряную медаль?
- Вряд ли мне его дадут - слишком дорогой подарок. Хватит и медали.
- С близкими радостью уже успели поделиться?
- Пока нет, телефон с собой не взял. Юля - моя жена, наверняка, ждет звонка. Кстати, моя медаль – это, в первую очередь, подарок для нее и моего тренера Николая Гурневича. Помню, как-то не по себе стало, когда в квалификации метнул в первой попытке на 77. А потом подумал про них, а еще про то, что родной Днепропетровск наверняка на меня сейчас смотрит. Разве можно его подвести!