Египетский музей - главное мировое хранилище египетских древностей

Автор

Это, вероятно, единственное в мире художественно-историческое собрание, где даже самые "молодые" экспонаты насчитывают около 2-х тыс. лет.

Полностью посвященный Древнему Египту, начиная 3000 годами до н.э. и кончая римской колонизацией, он гипнотизирует зрителя прежде всего временным масштабом своей экспозиции. Перед посетителем вживую предстает трехтысячелетняя история одной из древнейших цивилизаций. Мысль, что прекраснейшие произведения искусства, лежащие перед ним, созданы, когда не родился на свет не только Гомер, но даже герои Троянской войны (согласно периодизации египетской истории, эпоха даже "Нового царства" начинается в XVI в. до н.э.), заставляет туриста воистину утратить ощущение времени.

Встречающие же его на 1-м этаже величественные статуи фараонов от Хеопса и Микерина (начало XXVI в. до н.э.) до Птолемеев (IV в. до н.э.), столь разнообразные и одновременно в чем-то схожие между собой, лишь укрепляют его в смутном сознании, что история человечества не так уж длинна. Зародышем будущего Каирского музея стала так называемая "Служба древностей Египта", организованная египетским правительством в 1835 г. Главной целью ее было ограничить воровской беспредел, царивший в местах археологических раскопок. Разграбление могил, процветавшее тысячелетия назад, стало настоящим бичом в XIX в. Нередко случалось, что прежде чем археологи приближались к гробнице, местные жители уже вовсю продавали статуэтки и драгоценности из нее на антикварных рынках. Возникновение "Службы древностей" положило начало упорядочению как хода раскопок, так и хранения найденных предметов.

Однако подлинное рождение Каирского музея связано с именем иностранца - французского египтолога Огюста Мариэтта (1821-81). Молодой сотрудник Египетского департамента Лувра приехал в 1850 г. в Каир, чтобы приобрести для Лувра несколько папирусов. Оказавшись в Египте, он становится свидетелем планомерного расхищения археологических находок. Все многочисленные приезжие - туристы, ученые, любители старины - стремились приобрести какие-либо древности; в лучшем случае - для музеев на своей родине, в худшем - для личных коллекций.

Такой гигантский спрос немедленно породил соответствующее предложение. Служба древностей Египта была не в состоянии контролировать работу черных рынков, где продавались подчас драгоценные памятники, которых навсегда лишался Египет. Кроме прямой уголовщины, египетская наука страдала от отсутствия твердой юридической базы. Памятники не только воровали - их увозили открыто. Вслед за Наполеоном, оккупировавшим Египет, и Нельсоном, чья победа при Абукире вынудила будущего императора в конце концов покинуть Африку, в страну пирамид ринулись европейские ученые.

Они сделали множество величайших открытий, но, конечно, не считали нужным бросить открытые ими сокровища в Египте. Великолепные коллекции Лувра, Британского музея, Египетского музея в Берлине обязаны своим существованием отсутствию законодательства, регулировавшего вывоз исторических ценностей. И вот Огюст Мариэтт, вместо того, чтобы, по примеру других археологов, добывать сокровища для своей страны, посвящает свою жизнь чужой. Все силы он кладет на создание музея в Египте, где хранилось бы все, найденное на египетской земле. В том числе - и находки самого Мариэтта, среди которых знаменитая ныне Аллея сфинксов, или Серапеум, в Саккаре.

Стараниями Мариэтта музей был основан поначалу в Булаке, в 1858 г. Отныне все, открытое на территории Египта, считалось государственной собственностью и автоматически отправлялось в музей. Расхищению памятников истории и культуры Египта был положен конец. В 1880 г. Булакский музей был переведен в Гизу, по соседству со знаменитыми пирамидами, в пристройку ко дворцу тогдашнего главы Египта Исмаила-Паши. Через год Мариэтт скончался. Памятник великому египтологу и бескорыстному исследователю стоит в дворе музея в Каире, куда собрание было перевезено в 1902 г. Здесь же, в древнем гранитном саркофаге, покоится прах ученого.

Нынешнее здание музея, построенное в 1900 г., вмещает свыше 120 000 экспонатов. Среди них множество царских мумий, найденных при раскопках в Долине Царей, сокровища гробниц фараонов, в том числе - захоронение молодого фараона Тутанхамона (XIV в. до н.э.), открытое в 1922 г. английским ученым Говардом Картером. Оно стало едва ли не самым сенсационным археологическим открытием XX в., так как могила фараона оказалась единственной среди своих соседок почти нетронутой древними грабителями.

Количество найденных в гробнице предметов искусства превышало 3 с половиной тыс., большая часть их находится ныне в Каирском музее. Среди них - драгоценности, украшения, домашняя утварь, саркофаги (мумия фараона была упрятана в несколько драгоценных саркофагов). Но самый захватывающий и самый прославленный экспонат этого отдела - так называемая "Золотая маска" Тутанхамона. Это изображение молодого фараона, лежавшее на лице мумии, изображает правителя с такой живостью, что у зрителя не исчезает ощущение, будто он смотрит в лицо фараону.

Драгоценнейший раздел Каирского музея - произведения искусства так называемого Амарнского периода (также XIV в. до н.э.). Название происходит от деревни Тель-эль-Амарна, где было найдено большинство этих шедевров. Все они связаны с именем "фараона-еретика" Аменхотепа IV (отца Тутанхамона). Он отрекся от многобожия предков и законодательно ввел в стране единый культ Солнца-Атона, в честь которого взял себе новое имя - Эхнатон. Стремясь полностью обновить и духовную, и официальную жизнь Египта, он покинул Фивы - древнюю египетскую столицу и основал новую, названную им Ахетатон, на том месте, где позже и возникла Тель-эль-Амарна.

Религиозная реформа Эхнатона повлекла за собой и другие. Его эстетические требования послужили причиной возникновения нового, ранее небывалого художественного стиля, который сейчас именуют "амарнским". По сравнению с каноническим сдержанным древнеегипетским искусством, амарнский стиль производит впечатление своеобразного экспрессионизма.

Тела схвачены художником или скульптором в момент движения, физические недостатки самого фараона - слабые руки, удлиненная голова - не скрываются, а, напротив, подчеркиваются до неестественности. Зато и ощущение красоты амарнских художников свежо и обострено более, чем когда-либо. Именно в Тель-эль-Амарне был найден прекрасный скульптурный портрет жены Эхнатона - Нефертити (хранится в берлинском Египетском музее), ставший своего рода символом искусства Древнего Египта

После смерти фараона жрецы старой религии стремились стереть память о нем. Его имя вырезалось из надписей, изображения были уничтожены. Вот почему осталось так мало памятников этого периода, а амарнский раздел Каирского музея представляет особую ценность. Музей открыт ежедневно в 9 до 17 часов.