Стал известен главный претендент на игру года

Нашу бренную Землю наконец-то посетило что-то неординарное; что-то стильное, красивое, умное и вечное.

FRAMED, окруженная нуарным сиянием, мягко уселась на незанятый трон лучшей мобильный игры 2014 года. И, знаете, есть подозрение (в первую очередь, календарное), что никто ее оттуда уже не выкурит.

Сразу оговорюсь – геймплей FRAMED нечеловечески сложно объяснить словами, поэтому, если вам авторитетно мнение, например, Хидео Кодзимы (создателя серии Metal Gear Solid), который назвал FRAMED одной из лучших игр вообще, то не тратьте время на чтение обзора, а вперед в App Store. Те, кто Кодзиму ни в грош не ставит (да еще и скептически приглядывается к ценнику) – давайте я попытаюсь объяснить.

Сюжетная завязка простенькая, в духе классического нуара 40-х годов с Хамфри Богартом и "Малтийским соколом". Некий потертый мужчина с табачной зависимостью крадет чемоданчик- его замечают полицейские и в погоню. Мужчина сбегает, но чемоданчик перехватывает женщина – какой же нуар без femme fatale. После этого чемоданчик с таинственным содержимым станет переходящим кубком, попадающим то в одни руки, то в другие, то в третьи.

А теперь о том, как все это обставлено. Формально, FRAMED – интерактивный пазл. Вам показывают сцену погони (вся игра почти из них и состоит), после чего видео останавливается, камера отъезжает на приличный план, показывая что-то типа уровня из платформеров, у которых вид сбоку. Вы видите картинку, где есть ваш герой, несколько полицейских и конечный выход из этой ситуации – и, соответственно, этого экрана.

Только вот выбраться классическими средствами нельзя – героем вы не управляете. Можете только нажать одну кнопку пуск, после которой вор сорвется с места по построенной вами картинке. И тут вся суть – маршрут от начала до конца вы задаете сами.

Вся дорога разобрана на несколько фрагментов – грубо говоря, пять. Вы можете их вертеть, переставлять местами, но сделать так, чтобы персонаж не попался на глаза полицейским – и благополучно добрался до конца. Тонкость в том, что все кусочки не статичные, они, ммм, видеофрагменты, элементы одного фильма. Получается, вы тут в роли режиссера или директора по монтажу – выставляете кусочки истории так, чтобы получился ладно скроенный видеоролик.

И заниматься этим безумно интересно: зачастую отправная точка и конечная неизменны (но потом тасовать можно будет и их), так что вы перебираете несколько центральных элементов. Так, поставим этот кусок сюда, этот сюда, посмотрим, что получится. Жмете "плей", герой срывается со всех ног – он побежит так, как вы ему распланировали.

Довольно быстро играть становится дико трудно – особенно в тех, гм, сценах, которые проходят в узких переулках. Тут мало того, что нужно отлично владеть пространственным воображением (уроки геометрии все-таки пригодились), так еще и складывать в голове кусочки из одинаковых переулков, чтобы они по итогу встали в один нормальный ряд.

К тому же FRAMED со временем выкидывает новый фокус: фрагменты нужно не только расставить в правильном порядке, но еще и успеть их вернуть обратно; сложно объяснить, но поверьте – это просто ад.

На этот фон идеально накладывается общая атмосфера нуарного кино – и, к слову, это непросто так. Геймплей, где вы сам себе режиссер, отлично рифмуется с одним из самых вольных периодов кинематографа: получается, вы непросто зритель золотой эры Голливуда, вы составная ее часть, механизм. Что еще подкупает в случае с FRAMED – она не разменивается на всякие глупости типа главного меню и настроек. Зашли, начали играть – собственно, будто включили фильм в плеере: еще одна аналогия.

После вступительных дифирамбов глупо повторяться, но делать нечего – FRAMED: одна из лучших мобильных игр вообще и этого года в частности. Кодзима не дурак и дело знает: такая смесь из кино, игры и интерактива ему не могла не понравиться. Если с приложением все будет удачно, через много-много лет всякие топы про "лучшие приложения для iOS всех времен и народов" не обойдутся без FRAMED – как, собственно, сейчас не обходятся без Metal Gear Solid.