Все об автомобильных свечах
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Знаете ли вы, что компания Bosch использует для производства свечей больше драгоценных металлов, чем вся ювелирная промышленность Европы?
Глобализация, никуда от нее не денешься. Корейские автомобили производятся в Германии, немецкие - в Китае, японские - в Индии, и только, пожалуй, австралийский Holden да российский ВАЗ производятся по-прежнему дома. Для нас, потребителей, глобализация, конечно же, плюс: локализация производства всегда положительно сказывается на стоимости продукции. Но есть тут и "скрытые камни" - качество продукции, которое может страдать от перемещения производства. Именно поэтому мы с опаской смотрим на немецкий товар, на котором написано made in India.
Компания Bosch взялась доказать, что к ее продукции двойные стандарты не применяются и качество Bosch остается одинаково высоким, где бы она ни выпускалась.
У истоков индустрии
Наглядная демонстрация доказательств началась с визита на завод, который выпустил 1-ю свечу зажигания с логотипом Bosch еще в далеком 1902 году. С момента изобретения свечи зажигания ее рабочие характеристики непрерывно улучшались, и в результате сегодня свечи служат на протяжении 30 тыс. км пробега, а некоторые модели выдерживают до 100 тыс. км. На сегодняшний день мировое производство свечей Bosch превысило отметку в 10 млрд штук.
Завод расположен в небольшом баварском городке Бамберг. Здесь же находится головное производство направления "свечи зажигания" - в местных лабораториях проводятся исследования, тесты, отсюда начинается внедрение новых технологий, и сюда же стекается информация с остальных 4-х свечных заводов - бразильского, российского, китайского и индийского.
Прогулка по заводу
Производство свечи зажигания проходит в 3 этапа. 1-й - изготовление элементов конструкции. В разных цехах параллельно происходит изготовление центрального электрода, контактного стержня, изолятора и корпуса свечи. На 2-м этапе - предварительной сборки - все элементы, кроме корпуса, собираются воедино. На завершающем этапе окончательной сборки свечу одевают в никелированый корпус, и - вуаля! - продукт готов.
В теории все просто. На деле же, на каждом этапе происходит масса высокоточных процессов, требующих специального оборудования, отлаженной системы производства и постоянного контроля. Например, чтобы изготовить центральный электрод, к заготовкам привариваются медные и никель-иттриевые пластины (все детали маленького размера - нужны точные роботы), а потом заготовки проходят 4 фазы штамповки. Для изготовления контактного стержня требуется выполнить 7 действий. Но самыми важными, и потому самыми сложными, являются процессы изготовления изолятора и изгиба бокового электрода.
В составе изолятора - 59% глины. Емкости с очищенной глиной поступают на завод в герметичной упаковке, так как попадание сторонних вкраплений может превратить изолятор в проводник. После смешивания всех ингредиентов из порошка создаются формы. На этом этапе они хрупкие, как песочное печенье. Допустимая норма усадки детали - 0,02 мм. Случайные 5 экземпляров из каждой тысячи заготовок проходят проверку на соответствие размерам с помощью лазерных измерительных приборов.
Следующая фаза - обжиг заготовок. На заводе в Бамберге расположено 46 газовых печей. Все они работают 15 лет без перерыва, поскольку после выключения требуется 60 дней прогрева, чтобы привести печь в рабочее состояние. Температура внутри - 1600°С, а допустимое колебание - всего 3°С. Из печи выходит уменьшенный на 20% белый корпус свечи. Через 5 дней он полностью остынет и затвердеет настолько, что по прочности даст фору стали.
Правильное расположение и изгиб бокового электрода чрезвычайно важны - малейшая неточность, и свечу можно выбрасывать в корзину для брака. Потому этот процесс происходит одним из последних, чтобы не осуществлять все последующие операции с заведомо бракованной свечей. Кстати, о браке: завод в Бамберге выпускает 500 тыс. свечей в день и на 1 млн свечей попадается 1 бракованная.
Центральный электрод в сборе:
- Высокотеплопроводный медный сердечник в износостойкой хромоникелевой оболочке обеспечивает быстрое достижение рабочей температуры, защищает от термических перегрузок, коррозии и искровой эрозии.
- Термоусадочный монтаж гарантирует абсолютную герметичность и точность калильного числа.
- Никелированный корпус с резьбой не подвержен коррозии и не заедает в алюминиевой головке блока цилиндров.
- Боковой электрод. Расположение, число и геометрия боковых электродов определяют принцип искрообразования и срок службы свечи.
- Помехоподавляющий резистор. Надежная работа всех электронных систем и радиоприем без помех.
- Барьеры тока утечки предотвращают пробои напряжения и пропуски зажигания.
Вдали от центра
Обратите внимание: все свечные заводы Bosch, расположенные вне Германии, находятся в странах с дешевой рабочей силой. Таким образом, Bosch убивает 2-х зайцев сразу: экономит на нескольких дорогостоящих роботах и размещает производство свечей ближе к автосборочным заводам. Но оснащение этих заводов по уровню абсолютно идентично. Даже сырье для производства от тех же поставщиков, что и в Бамберге, - местным нужно еще выдержать все экзамены на пригодность.
По крайней мере, это касается завода в российском городе Энгельсе, который мы посетили сразу после Бамберга. Экономия осуществляется не на качестве оборудования, а лишь на его количестве — пара-тройка роботов обходится в десятки миллионов евро, а устаревает уже через 5–10 лет, тогда как оплата труда 10-ти рабочих, выполняющих те же функции, потребует в разы меньше средств. Операции, которые в Энгельсе выполняют люди, "подменяющие" роботов, - самые простые: упаковка продукции, транспортировка деталей из цеха в цех.
Журналисты воочию убедились, что в Энгельсе установлены точно такие же высокоточные производственные линии и современные роботы, как и в Бамберге; одинаково налажены процессы, единая для Bosch система контроля качества, и на выходе - точно такой же высококачественный продукт, как если бы он был сделан в Германии. И только надпись made in Russia отличает свечи Bosch родом из Энгельса.
Интересные факты:
- Объем производства свечей - свыше 350 млн штук в год.
- Компания Bosch использует больше драгоценных металлов для производства свечей, чем вся ювелирная промышленность Европы.
- Энергосберегающая лампочка рассчитана на 50 тыс. циклов вкл./выкл., свеча зажигания Bosch - на 150 млн.
- За более чем 100 лет Bosch разработано более 20 тыс. модификаций свечей зажигания.
- Свечи Bosch покрывают 98% мирового автопарка.