Все об автомобильных свечах

Автор
Все об автомобильных свечах

Знаете ли вы, что компания Bosch использует для производства свечей больше драгоценных металлов, чем вся ювелирная промышленность Европы?

Глобализация, никуда от нее не денешься. Корейские автомобили производятся в Германии, немецкие - в Китае, японские - в Индии, и только, пожалуй, австралийский Holden да российский ВАЗ производятся по-прежнему дома. Для нас, потребителей, глобализация, конечно же, плюс: локализация производства всегда положительно сказывается на стоимости продукции. Но есть тут и "скрытые камни" - качество продукции, которое может страдать от перемещения производства. Именно поэтому мы с опаской смотрим на немецкий товар, на котором написано made in India.

Компания Bosch взялась доказать, что к ее продукции двойные стандарты не применяются и качество Bosch остается одинаково высоким, где бы она ни выпускалась.

У истоков индустрии

Наглядная демонстрация доказательств началась с визита на завод, который выпустил 1-ю свечу зажигания с логотипом Bosch еще в далеком 1902 году. С момента изобретения свечи зажигания ее рабочие характеристики непрерывно улучшались, и в результате сегодня свечи служат на протяжении 30 тыс. км пробега, а некоторые модели выдерживают до 100 тыс. км. На сегодняшний день мировое производство свечей Bosch превысило отметку в 10 млрд штук.

Завод расположен в небольшом баварском городке Бамберг. Здесь же находится головное производство направления "свечи зажигания" - в местных лабораториях проводятся исследования, тесты, отсюда начинается внедрение новых технологий, и сюда же стекается информация с остальных 4-х свечных заводов - бразильского, российского, китайского и индийского.

Прогулка по заводу

Производство свечи зажигания проходит в 3 этапа. 1-й - изготовление элементов конструкции. В разных цехах параллельно происходит изготовление центрального электрода, контактного стержня, изолятора и корпуса свечи. На 2-м этапе - предварительной сборки - все элементы, кроме корпуса, собираются воедино. На завершающем этапе окончательной сборки свечу одевают в никелированый корпус, и - вуаля! - продукт готов.

В теории все просто. На деле же, на каждом этапе происходит масса высокоточных процессов, требующих специального оборудования, отлаженной системы производства и постоянного контроля. Например, чтобы изготовить центральный электрод, к заготовкам привариваются медные и никель-иттриевые пластины (все детали маленького размера - нужны точные роботы), а потом заготовки проходят 4 фазы штамповки. Для изготовления контактного стержня требуется выполнить 7 действий. Но самыми важными, и потому самыми сложными, являются процессы изготовления изолятора и изгиба бокового электрода.

В составе изолятора - 59% глины. Емкости с очищенной глиной поступают на завод в герметичной упаковке, так как попадание сторонних вкраплений может превратить изолятор в проводник. После смешивания всех ингредиентов из порошка создаются формы. На этом этапе они хрупкие, как песочное печенье. Допустимая норма усадки детали - 0,02 мм. Случайные 5 экземпляров из каждой тысячи заготовок проходят проверку на соответствие размерам с помощью лазерных измерительных приборов.

Следующая фаза - обжиг заготовок. На заводе в Бамберге расположено 46 газовых печей. Все они работают 15 лет без перерыва, поскольку после выключения требуется 60 дней прогрева, чтобы привести печь в рабочее состояние. Температура внутри - 1600°С, а допустимое колебание - всего 3°С. Из печи выходит уменьшенный на 20% белый корпус свечи. Через 5 дней он полностью остынет и затвердеет настолько, что по прочности даст фору стали.

Правильное расположение и изгиб бокового электрода чрезвычайно важны - малейшая неточность, и свечу можно выбрасывать в корзину для брака. Потому этот процесс происходит одним из последних, чтобы не осуществлять все последующие операции с заведомо бракованной свечей. Кстати, о браке: завод в Бамберге выпускает 500 тыс. свечей в день и на 1 млн свечей попадается 1 бракованная.

Центральный электрод в сборе:

- Высокотеплопроводный медный сердечник в износостойкой хромоникелевой оболочке обеспечивает быстрое достижение рабочей температуры, защищает от термических перегрузок, коррозии и искровой эрозии.
- Термоусадочный монтаж гарантирует абсолютную герметичность и точность калильного числа.
- Никелированный корпус с резьбой не подвержен коррозии и не заедает в алюминиевой головке блока цилиндров.
- Боковой электрод. Расположение, число и геометрия боковых электродов определяют принцип искрообразования и срок службы свечи.
- Помехоподавляющий резистор. Надежная работа всех электронных систем и радиоприем без помех.
- Барьеры тока утечки предотвращают пробои напряжения и пропуски зажигания.

Вдали от центра

Обратите внимание: все свечные заводы Bosch, расположенные вне Германии, находятся в странах с дешевой рабочей силой. Таким образом, Bosch убивает 2-х зайцев сразу: экономит на нескольких дорогостоящих роботах и размещает производство свечей ближе к автосборочным заводам. Но оснащение этих заводов по уровню абсолютно идентично. Даже сырье для производства от тех же поставщиков, что и в Бамберге, - местным нужно еще выдержать все экзамены на пригодность.

По крайней мере, это касается завода в российском городе Энгельсе, который мы посетили сразу после Бамберга. Экономия осуществляется не на качестве оборудования, а лишь на его количестве — пара-тройка роботов обходится в десятки миллионов евро, а устаревает уже через 5–10 лет, тогда как оплата труда 10-ти рабочих, выполняющих те же функции, потребует в разы меньше средств. Операции, которые в Энгельсе выполняют люди, "подменяющие" роботов, - самые простые: упаковка продукции, транспортировка деталей из цеха в цех.

Журналисты воочию убедились, что в Энгельсе установлены точно такие же высокоточные производственные линии и современные роботы, как и в Бамберге; одинаково налажены процессы, единая для Bosch система контроля качества, и на выходе - точно такой же высококачественный продукт, как если бы он был сделан в Германии. И только надпись made in Russia отличает свечи Bosch родом из Энгельса.

Интересные факты:

- Объем производства свечей - свыше 350 млн штук в год.
- Компания Bosch использует больше драгоценных металлов для производства свечей, чем вся ювелирная промышленность Европы.
- Энергосберегающая лампочка рассчитана на 50 тыс. циклов вкл./выкл., свеча зажигания Bosch - на 150 млн.
- За более чем 100 лет Bosch разработано более 20 тыс. модификаций свечей зажигания.
- Свечи Bosch покрывают 98% мирового автопарка.