Рабы культовых вещей

Рабы культовых вещей

Где проходит та грань, за которой популярные вещи становятся культовыми?

Где проходит та грань, за которой популярные вещи становятся культовыми? Почему некоторые из них так и остаются всего лишь популярными, и некоторые - запросто становятся эпохой, минуя ажиотажный спрос?

Возьмем, например, очень популярные МР3-плееры iRiver (вроде iRiver E-10) и популярные МП3-плееры Apple iPod (вроде Apple iPod mini). По большому счету, разницы между ними практически никакой, но первый - всего лишь популярный плеер, а второй - предмет культа.

Или, например, игры "Цивилизация" и "Герои меча и магии". Первая - очень, чрезвычайно популярная, но отнюдь не культовая, вторая - не теряет своей популярности год от года, не смотря ни на время, ни на возраст участников, ни на выход новых версий.

Аналогично, супермодные Vaio от Sony легко и непринужденно уступают любому из Apple MacBook, и не потому что MacBook лучше, а потому что это MacBook. Аналогично, подпольный Linux "делает" Microsoft только потому, что он не Microsoft, а Linux. А Motorola RAZR V3 кладет на лопатки ультрамодную KRZR K1.

В мире вообще существует множество схожих идей, я бы даже сказала, дублирующих друг друга, копирующих практически один-в-один, но только единицы из них могут стать действительно объектом всеобщей любви. Именно, любви, а не статусности и имиджа.

Ведь если говорить совсем на чистоту, то никакой статусности и имиджевости в этих перечисленных примерах нет. Ну что такого имиджевого сегодня в «раскладушке» RAZR V3, или в среднеценовом MacBook, или в совсем уж дешевеньком iPod Shuffle? А этот ваш Linux и вовсе заповедник непуганых системных администраторов!

В нашей любви к объектам культа нет никакой логики, это сродни религии и привязанности к тамагочи - если присмотреться, очень нелогично, слегка наивно и немного глупо. Моя подруга оплакивала свой iPod неделю, после чего пошла и купила такой же, хотя в магазине было достаточно моделей и дешевле, и дороже, и значительно более продвинутых. Но когда я сказала ей об этом, меня тут же отнесли к личным врагам.

Другой мой друг Миша общается с моим другом Никитой свысока, потому что Никита любит исключительно третьих "Героев", тогда как Миха - играет сугубо в четвертых. Никита отвечает Мише тем же, и нормально друг с другом они могут говорить только о пятых "Героях", во-первых, потому что и тот и другой считает их "отстоем", во-вторых, потому что ни у того ни у другого пятые "Герои" на компьютерах так и не пошли.

Другой мой приятель, каждый раз просит меня присылать ему файлы на распечатку в pdf или в txt, потому как его Linux с моими Word-овыми файлами отказывается дружить. У него и один из серверов работает под Linux. Я подозреваю, что это его способ подстраховаться. Пока в этой конторе есть хоть один сервер под Linux, его никто не может уволить, потому как само это название вызывает уважительный трепет его работодателя.

А недавно мы и вовсе не сошлись с ним во мнениях. Он сказал "Canon", и я честно захотела сказать "Canon", но сказала "Nikon". Я долгое время пыталась убедить себя, что "Canon" есть лучший цифро-зеркальный фотоаппарат для девушки, я даже убедила себя в том что я "канонист", но взяла в руки "Nikon" и пропала. И даже довод о большом штате уже имеющихся объективов под "Canon" не подействовал.

"Ну, что ж", - вздохнул он после долгой перепалки. - "Главное, чтоб не Pentax". И вот что-то мне подсказывает, что поводу фотоаппарата Leica у нас не возникло бы разногласий. Потому что и Nikon, и Canon, и Pentax - это конечно культы, но местечковые и языческие, а Leica... Leica - это уже совсем другая религия, которая, впрочем, не мешает нам всем быть в душе немного язычниками.

В отличие от популярности, культовость мало зависит от маркетинговых и рекламных ходов - она возникает сама по себе.

Можно инвестировать тьму средств, а на выходе получить очередной добротный популярный товар, который максимум через год выйдет в тираж. Культовый же товар в тираж не выходит практически никогда: он меняется, обрастает мифами, легендами, новыми модификациями - и остается на рынке. И даже когда количество его почитателей практически сходит на нет, всегда есть вероятность того, что кто-то или что-то снова выведет его на самые верхние строчки человеческой любви. Как это было с фотоаппаратами "Ломо".

В отличие от популярных моделей культовые объекты и вовсе независимы от внешнего лоска и лишены ультрамодного дизайна. Они вообще в большинстве своем лишены какого-либо дизайна, четкой концепции и сюжетной линии. Они - лишь схематичное нечто в рамках границ. Это минимализм, который не превращается в абсолютно безликое большинство только потому, что в нем отсутствует и сама безликость. Культовые вещи - это зеркала: если они ничего не отражают, то в них ничего и нет.

Культовые объекты тем и хороши, что они хороши сами по себе. Это символы. Это ключи, которые обеспечивают тебе входной билет в самую закрытую ложу. Это пионерский галстук, если хотите, по которому определяют твое место в школьной иерархии. Это количество вкладышей от жевательной резинки "Дональд Дак". Это само по себе, а ты сам по себе, как Горлум и кольцо, - и в этом трагедия.