Правила делового этикета

Автор

Деловой этикет устанавливает порядок поведения людей в сфере деловых контактов и бизнеса.

Придерживаться делового этикета следует по той причине, что так работать удобно и целесообразно, таким образом вы выражаете свое уважение к себе и другим людям.

Благодаря тому, что коллектив фирмы выполняет все правила делового этикета, строится положительный имидж самой компании, повышается производительность труда, итогом работы становятся отличные результаты. Запомните: хорошие манеры прибыльны!

Деловой этикет, поведение и внешний вид делового человека складываются из следующих составляющих:

Деловой этикет - одежда

Визитной карточкой каждого бизнесмена является костюм. Очень важно выглядеть подтянутым и аккуратным. Это создает впечатление организованного в работе человека, который умеет ценить чужое и свое время. Если же ваша внешность растрепана и неопрятна, что просто недопустимо, то вас посчитают забывчивым и суетливым человеком.

Правила ношения делового костюма:

- Не стоит одевать под костюм спортивную обувь.
- Старайтесь не брать с собой спортивную сумку, если вы в костюме. В случае острой необходимости ее цвет должен быть однотонным. Для бумаг лучше всего подходят папка, портфель или дипломат.

- Всегда под костюм надевайте галстук. Без него обходятся лишь пиджаки, выполненные в спортивном стиле, под которые одевают футболки. Однако такая одежда не относится к деловой одежде.

- Рукава сорочки, которую вы надели с костюмом, должны быть длинными, чтобы манжеты из-под рукавов были видны на 1,5-2 см. Нагрудных карманов на сорочке быть не должно.

- Затяжной конец галстука не должен быть виден из-за лицевой части ни в коем случае!

В рабочее время не следует выделяться своей одеждой, лучше подберите неброский костюм. Если выбор вызывает у вас трудности, предпочтите черные туфли и белую сорочку – это классика. Самые популярные цвета костюмов – темно-серый и темно-синий.

Не нужно надевать сорочки с пестрой расцветкой или темного цвета, а также темные носки. Недопустима несовместимость узоров элементов костюма. Узор может быть только на одном из них. Галстук выбирайте неяркий и неброский. В завязанном состоянии он должен касаться пряжки ремня своим нижним краем. Ширину галстука подбирают соразмерно ширине лацканов пиджака, а цвет – темнее сорочки и светлее костюма.

Простые советы делового этикета касательно одежды:

Пиджак должен быть застегнут в официальной обстановке. Расстегнуть его полностью можно сидя в театре или во время ужина, а подниматься по лестнице следует в пиджаке, застегнутом на верхнюю пуговицу.

В вечернее время носите темные костюмы, в дневное – светлые. Выходной костюм должен быть удобным и всегда готовым вместе с обувью, запонками и носками.

Носовых платков при себе должно быть 2: один – в кармане брюк, другой – во внутреннем кармане пиджака. Первый – рабочий, второй – всегда чистый.

Для крупных праздников или официальных торжеств подойдет галстук-бабочка, который надевают исключительно под темный костюм. Можно выбрать обычный галстук. Он должен быть выполнен из шелка.

Деловой этикет - жесты и движения

Иметь хорошие манеры поведения – это проявление уважения к людям, с которыми вы работаете. На наши манеры большое влияние оказывают привычки, которые могут сыграть и положительную, и отрицательную роль в общении. Но самое важное – вести себя естественно, ведь любое притворство видно со стороны.

Наши движения и жесты порой выдают наше настроение даже тогда, когда мы пытаемся его скрыть. Запомните:

- Ваши движения должны быть плавными.
- Нельзя надолго опускать глаза при разговоре.
- Не сидите в расслабленной позе.
- При общении с людьми, которые старше вас по возрасту, нужно быть предельно тактичным и собранным.
- Походка должна быть уверенной, размеренной с прямой спиной, без размахов рук и широких шагов.
- Нельзя раскачиваться на стуле, сидеть на его краю, ерзать, постукивать по ножке стула, раскачивать ногой, облокачиваться на стол или подпирать рукой голову.
- Сидеть нужно прямо, руки на груди не скрещивать, плечи не поднимать и не втягивать голову.
- Не стоит протирать стекла очков или закуривать, что может быть расценено, как попытка уйти от ответа и потянуть время.
- Чтобы расположить к себе собеседника, наклоните голову чуть набок.

Деловой этикет - телефонные переговоры

- Телефонные разговоры также подчиняются некоторым правилам:
- Звонки должны быть краткими.
- Звонящий должен поздороваться и первым представиться.
- Если никто не отвечает, не стоит долго держать трубку.
- Если вы заняты, то телефон необходимо отключить или перевести звонки на секретаря.
- Ели к телефону просят вашего коллегу, не выясняйте, кто его спрашивает.
- Разговор заканчивает звонящий.
- Если вы не смогли дозвониться, это можно поручить коллеге или секретарю.

Деловой этикет общения за столом
Деловой этикет - ресторанный этикет:

- Первым в зал входит мужчина, а затем его спутница.
- Перед входом посетители осматривают себя в зеркало и поправляют прическу. Любые исправления дефектов во внешнем виде производятся в туалетной комнате.
- Самые удобные места (у стены, чтобы сидеть лицом к залу, или в середине зала, чтобы сидеть лицом к входу) предлагаются женщинам.
- Мужчина помогает женщине присесть и потом садится сам.
- Официанта следует приглашать жестом, но не окриком или стуком ложки, вилки, ножа по бокалу.
- Переговоры с людьми, сидящими за соседним столом, считаются нетактичными. При необходимости можно подсесть к ним на пару минут.
- Курить во время танцев нельзя. Можно разговаривать, но необязательно.
- Инициатор встречи первым предлагает закончить вечер.
- Расчет производится после окончания застолья по установленному заранее договору. Все дискуссии на эту тему после оплаты счета недопустимы.
- Сумму кладут на тарелку, на которой принесли счет.
- Мужчина должен помочь одеться женщине и проводить ее домой.
- Не стоит предлагать спутнице левую руку.

Деловой этикет - Беседа за столом:

- За столом говорят на спокойные, легкие и остроумные темы, повышающие аппетит.
- Нельзя обсуждать цены в меню.
- Беседы ведутся без ущерба для еды.
- Нельзя дотрагиваться до собеседника желая обратить на себя его внимание.
- Если вы хотите чихнуть, постарайтесь, чтобы вышло негромко. После этого извинитесь перед собеседником. Если чихнул кто-то, молчите и не обращайте на это внимание.
- Нельзя поворачиваться спиной соседу, долго переговариваться за его спиной с человеком, который сидит следующим за ним.
- Если не хотите есть какое-либо блюдо, просто откажитесь без объяснения причин.
- Для тоста или застольной речи подбирайте время, когда за столом не едят. Говорите недолго, без изысков. - Чтобы начать, встаньте и негромко постучите по рюмке, чтобы обратить внимание гостей на себя.
- Предложите наполнить рюмки или бокалы, начните речь и завершите ее тостом.
- Во время речи другого человека нужно молчать, не переговариваться и оставить еду.