Что изменилось в Украине за 21 год

Автор
Что изменилось в Украине за 21 год

В честь Дня Независимости мы решили выяснить, что изменилось в разных сферах нашей жизни.

Мы попросили представителей разных профессий сравнить далекие 1990-е и наши дни, рассказать о переменах, а заодно дать прогноз: что ждет нашу страну еще через 21 год?

Заметим, что рассказы наших экспертов не лишены ностальгии, а их взгляд в будущее зачастую не столь оптимистичен, как хотелось бы. Но не забывайте, что 21 год назад мы были ровно на 21 год моложе. У нас было больше сил, энергии, оптимизма. К тому же формуле: "сейчас хуже, чем раньше" уже не 1 век. Так уж мы устроены...

Священник: "Бог вразумит нас"

"До 1988-го года в Киеве было 8 православных храмов и 2 монастыря. Ходили туда только бабушки. Сейчас в столице более 150 храмов только нашей УПЦ (МП — Авт.). 70% украинцев считают себя верующими. Но с другой стороны, люди катятся в пропасть. Падение нравственности, кризис духовности видны невооруженным глазом. Вот крест недавно девушки срезали... И я думаю, тех, кто стремится жить по Евангельским законам, — лишь 10%", — говорит отец Анатолий (Затовский).

ЧТО ДАЛЬШЕ? "Если не одумаемся — Бог вразумит нас. Через 20 лет будет или беда вроде Чернобыля (в 1986-м народ побежал в церковь), или чудеса исцеления, после которых люди задумаются о Боге. И будет одна единая УПЦ без ответвлений", — считает священник.

Врачи: "больных стало намного больше"

"Я работаю врачом с 1989 года. За это время изменилось буквально все, — рассказывает Ольга Коваленко, анастезиолог киевской горбольницы № 17. — Работы у врачей сейчас больше. Количество киевлян выросло, количество ставок осталось прежним. Но с другой стороны работать сейчас комфортнее. У нас достаточно современное оборудование, мы можем быстрее и точнее ставить диагнозы. Появилось много новых эффективных антибиотиков. Патологии, которые 20 лет назад считались неизлечимыми, — сейчас не проблема для врачей". О зарплатах врачи говорят следующее: "И тогда мы их фактически проедали, и сейчас". О пациентах разговор более конкретный.

"Из-за малоподвижного образа жизни наш иммунитет становится слабее. Украинцев повально косит аллергия из-за экологии, химического загрязнения. Финансовые неурядицы приводят к тому, что люди экономят на своем здоровье. Лечение, обследование откладывается на потом, и к врачам люди попадают уже с целым букетом хронических заболеваний. Но в то же время есть страховая медицина, которая защищает карманы больных. И все больше и больше людей понимают, что здоровье надо беречь. Многие работодатели буквально требуют, чтобы человек был здоров. И те, кто думает о своей карьере, занимаются физкультурой, делают зарядку. Лечатся в выходные, чтобы не брать больничный", — рассказывает Ольга Ивановна.

ЧТО ДАЛЬШЕ? "Если не будет надлежащего финансирования — государственная медицина просто исчезнет, наши резервы на исходе. Как следствие вырастет смертность. Но верим в то, что этого не случится", — говорят врачи.

Повар: Борщ могут спасти иностранцы

"В конце 1980-х — начале 1990-х рестораны были, как клоны, — везде одни и те же блюда в меню. Сейчас мы радуем людей хорошей разнообразной кухней. И практически для любого блюда можно найти продукты в столичном супермаркете. Но качество некоторых продуктов, увы, намного хуже. Я двумя руками за советские ГОСТы, которые защищали качество. Сейчас же — что хочу, то и добавляю в колбасу", — говорит Вячеслав Грибов, шеф-повар гостиничного комплекса "Днипро".

ЧТО ДАЛЬШЕ? "Скажите, где в Киеве можно попробовать украинскую кухню? Везде суши и пиццы. Но если вы голодны, о чем вы мечтаете? О кусочке риса или о миске борща?! — интересуется Грибов. — Если мы хотим развивать туризм, мы обязаны сделать сеть ресторанов с нашей кухней. Ну неинтересно итальянцу есть у нас лазанью. Он хочет что-то новое, удивительное. Надеюсь, рынок заставит бизнесменов открыть украинские заведения.

Милиция: нет уважения и районных драк

Подполковник милиции Михаил Андрусник в ППС с середины 80-х. "Помните рэкет, групповые драки район на район? Такого как в 90-х сейчас нет, — говорит Михаил Сергеевич, — Но раньше с прохожих срывали шапки, сейчас — золотые цепочки. Никуда не делись грабежи и кражи. Что еще изменилось? Раньше милицию уважали, а сейчас наш рейтинг упал — ниже некуда". О том, как изменилась зарплата, подполковник лишь сказал, что в 90-х задержки по полгода были. Но и сейчас милиционеру тяжело жить на 1700 грн.

ЧТО ДАЛЬШЕ? О современной технике милиция в 90-х не могла и мечтать. И прогресс не стоит на месте. Не исключено, что появятся новые системы видеонаблюдения, контроля за порядком. Милиции на улицах станет меньше, но раскрывать преступления будут эффективнее.

IТ-технологии: скоро мы станем супер-компьютером

Руководитель международного IТ-консорциума Антон Марреро заинтересовался компьютерами еще в 80-х. Закончил КПИ и в 91-м году уже преподавал "Искусственный интеллект". "Но жить на зарплату $20 было невозможно. Из моей группы (объектное программирование) только 5—10% могли устроиться по специальности, остальные меняли профессию. Чтобы заниматься IТ-технологиями, мне с друзьями пришлось создать фирму, — рассказывает Антон, — разрабатывали программы для фин- и бухучета. Но устанавливать их было некому,тогда почти не было компьютеров. За год мы заработали на 5 человек $4 тыс. Но тогда $100 баксов в месяц был предел мечтаний для программиста. Сегодня же они уже после вуза получают $800, а продвинутые — $3—5 тыс.".

ЧТО БУДЕТ. "Очень скоро люди вообще не смогут принимать решения без машин, которые будут предлагать сценарии. Через 5 лет IТ-отрасль будет единым целым с биотехнологиями — будут импланты, расширяющие возможности тела. Рискну предположить, что через 20 лет все люди на Земле смогут объединиться в единый сверхразум. Причем он будет интегрирован со всеми компьютерами планеты", — предполагает Антон.

Школа: через 21 год может уйти в онлайн

О «школьных переменах» мы попросили рассказать Татьяну Вовченко, учителя украинского языка и литературы столичной школы N. 96, педагога с 28-летним стажем. "Знаете, что дети будут обсуждать 1 сентября? Кто где провел лето? Нет! Кто что скачал на мобильный телефон. А помните, как мы бегали по коридору на переменах? Сейчас дети стоят, смотрят в телефоны", — рассказывает учитель. Но, отметим, многие школьники будут хвастаться и снимками, сделанными на отдыхе в Египте, Испании и т. д. Сейчас у детей больше возможностей хорошо отдохнуть, посмотреть мир нежели в 1990-х.

Рассказывая о школьниках ХХI века учителя замечали, что дети стали более рациональными, уже в 5 классе понимают, какие предметы им пригодятся в будущем, а без каких они вполне смогут прожить. "Речь детей становится менее образной, скудной. Пословицы и поговорки они не используют, загадки их ставят в тупик!" — удивляется Вовченко. Но нельзя сказать, что нынешние дети хуже, чем их сверстники из 1990-х. Они другие. Они умные, быстро осваивают технические новинки. Сами, а не из-под палки изучают иностранные языки. Большинство детей всесторонне развиты, занимаются в кружках и секциях.

Зарплаты педагогов тоже изменились. "Тогда у молодого учителя была ставка $40, сейчас $150. Стало чуть легче. В 1991-м я шла в магазин со списком: столько-то граммов колбасы, столько-то сыра. и т. п. Сейчас могу себе позволить немного больше. Но если покупаешь что-то дорогое — значит, приходится экономить", — говорит педагог.

ЧТО ДАЛЬШЕ? "Средний возраст наших учителей 40—50 лет. Молодежи практически нет, — говорят в школе. — И может через 21 год привычная нам школа исчезнет, дети будут учится дистанционно. Лекции будут по скайпу, и только на экзаменах ученики будут садиться за парты".

Фермер: "Урожаи будут нас радовать"

В 1991 году был принят закон о фермерах. "После этого я вышел из колхоза, взял кредит и начал работать на своей земле, — рассказывает фермер Алексей Лымар (Черниговская область). — За это время урожаи стали чуть больше. Стабильность появилась. В 1990-х как бывало: урожай продал, а деньги обесценились, и их не хватает даже на семена".

ЧТО БУДЕТ."Настрой нормальный, боевой! Урожаи и дальше будут нас радовать. Только бы не ставили палки в колеса чиновники. Такое чувство, что рекомендации для нас пишут новые Лысенко (советский ученый, отрицал генетику. — Авт.). По нынешним нормам я на своих полях рапс могу сеять раз в 200 лет! В некоторых постановлениях 1 строчка — другой противоречит! А кое-где между строк написано: "Иди и давай взятку", — возмущается фермер.