Секвенированный геном ананаса поможет вырастить суперпшеницу

Секвенированный геном ананаса поможет вырастить суперпшеницу

Учитывая глобальные изменения климата на Земле, ученые полагают, что их исследования пригодятся.

Ученым впервые удалось секвенировать геном ананаса. Принципы САМ-фотосинтеза, позволяющие ананасу выживать в сухих климатических условиях, исследователи рассчитывают "привить" пшенице и рису.

Результаты научного эксперимента опубликованы в журнале Nature Genetics. Как сообщает Reuters, ученые объяснили, что, секвенировав геном ананаса, они выяснили генетические основы устойчивости этого растения к засухе и особого процесса фотосинтеза. Дело в том, что ананасы используют фотосинтез типа CAM, характерный для некоторых тропических растений.

От других типов (как правило, растения используют тип фотосинтеза С3) САМ-фотосинтез отличается тем, что организм поглощает углекислый газ только ночью, когда температура воздуха ниже, а влажность – выше. С помощью генов ананас различает день и ночь, регулируя свой метаболизм в соответствии с временем суток. В итоге влагу растение использует по максимуму, на 20-30% эффективнее, чем их собратья, и может уживаться на землях, фактически непригодных для аграрных работ.

Учитывая глобальные изменения климата на Земле, ученые полагают, что их исследования пригодятся в работе с другими растительными культурами, которые можно сделать более устойчивыми к капризам природы. К примеру, САМ-фотосинтез может быть "привит" рису и пшенице. Также, по словам ученых, расшифровка генома ананаса позволит влиять на устойчивость растений к вредителям и заболеваниям, увеличивать их сроки годности.

Ананасы впервые были одомашнены 6 тыс. лет назад на территории современных юго-западной Бразилии и восточного Парагвая. Сейчас они выращиваются в тропических и субтропических регионах по всему миру, являясь второй по значимости тропической культурой после банана. Ежегодный объем ананасового рынка, по данным Reuters, составляет 8 млрд долларов.

Напомним, нынешней осенью генетики из британского Института Иннеса сделали еще один прорыв в изучении растений, модифицировав помидоры. Трансгенные овощи отличаются высоким содержанием ресвератрола – мощного антиоксиданта из красного вина, который, по словам ученых, может замедлить старение организма и предотвратить развитие такого страшного недуга как болезнь Альцгеймера. Один помидор, например, содержит такое же количество ресвератрола, как 50 бутылок красного вина. Ранее эти же специалисты вывели помидоры, по количеству витаминов в них не уступающие клюкве и чернике.