Сборка машин в Украине может стать невыгодной
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Акцизные сборы при импорте кузовов для легковых автомобилей могут увеличить.
С таким предложением выступило Министерство финансов. В законопроекте предлагается увеличить в Налоговом кодексе сборы для укомплектованных и неукомплектованных автомобильных кузовов со 109 до 3,5 тыс. евро за единицу.
В проекте отмечается, что в прошлом году в Украину ввезли более 22 тыс. автомобильных кузовов, за которые было уплачено всего 28 млн грн. В министерстве называют это уклонением от полного налогообложения — кузова декларируются как разобранные агрегаты автомобилей, тогда как при импорте готового автомобиля уплачивается пошлина в размере 10% от его стоимости. Поэтому "повышение налога на кузова сделает агрегатный ввоз автомобилей нецелесообразным и даст возможность развития их полномасштабного производства".
Сейчас крупноузловую сборку ведут два из четырех украинских автопроизводителей — компания "Еврокар" (автомобили Skoda) и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ; Ssang Yong). При этом полноценное производство автомобилей действует на предприятиях ЗАЗ (Sens, Lanos, Forza, Vida) и "Богдан" (Bogdan, Hyundai).
В "Еврокаре" говорят, что запуск мелкоузловой сборки для компании экономически выгоден при объеме продаж не менее 80 тыс. автомобилей в год. В прошлом году в Украине было всего продано свыше 220 тыс. легковых автомобилей. "Если в стране поднимут сбор, нам придется просто уйти с рынка",— говорит руководитель отдела по связям с общественностью компании "Еврокар" Елена Гавинская. При мощности 100-150 тыс. в год в этом году завод произведет 18-20 тыс. Директор по маркетингу АИС (владеет КрАСЗ) Сергей Боровик отмечает, что его компания в случае принятия законопроекта будет вынуждена сконцентрироваться на импорте.
В "Богдане" и "Укравто" (владет ЗАЗом), напротив, поддерживают инициативу Минфина. "Мы инвестировали колоссальные средства в производство автомобилей и заинтересованы в господдержке в виде повышения этого сбора, спецпошлин на импорт и утилизационного сбора",— сообщили в пресс-службе "Богдана". В корпорации считают, что такие меры позволят создать предпосылки для привлечения мировых автопроизводителей. В "Укравто" и вовсе считают, что крупноузловая сборка автомобилей в Украине сейчас экономически неэффективна, поскольку затраты на ее организацию сопоставимы с импортом. "При отсутствии законодательно закрепленных требований по созданию мощностей и локализации производства крупноузловая сборка фактически является скрытым импортом и используется исключительно в качестве схемы ухода от налогообложения",— считают в пресс-службе компании.
Рентабельность мелкоузлового производства в два раза выше крупноузлового, говорит старший аналитик ИК Dragon Capital Таисия Шепетко. "Сейчас загрузка всех заводов составляет 10-20%, и поддержка государства важна для каждой компании. Поэтому оказывать давление на часть производителей неправильно — они ведь тоже приносят доходы в бюджет и создают рабочие места",— говорит эксперт. Генеральный директор отраслевого издания AUTO-Consulting Олег Омельницкий считает, что еще десять лет назад государство должно было разделить компании по категориям и дать им стимул со временем прейти от крупноузловой сборки к полноценной. "Если государство введет повышенный акцизный сбор без программы развития заводов и стимулирования прихода инвесторов в отрасль, это не принесет успеха",— уверен он.
Прогнозировать шансы на принятие документа эксперты не берутся. Лобби в парламенте сейчас есть у представителей обеих групп производителей. В частности, на минувших выборах депутатами Верховной рады стали владелец АИС Дмитрий Святаш, почетный президент "Укравто" Тариэл Васадзе и совладелец "Богдана" — министр экономического развития и торговли Петр Порошенко. Сейчас законопроект проходит согласование с рядом министерств и ведомств.