В 2014 году российская экономика пойдет вверх
- Автор
- Дата публикации
В 2014 г. эксперты ожидают продолжения скромного экономического роста, хотя некоторые не исключают минусовых показателей.
Дальнейшее движение графика будет зависеть от того, в какой мере заявленные меры по наведению порядка будут ориентированы на выполнение главной задачи – активизации отечественной экономики.
По последним оценкам Минэкономразвития, экономический рост в 2013 г. составит 1,4-1,5% против 3,4% в 2012 г. По словам главы МЭР Алексея Улюкаева, замедление обусловлено внутренними причинами: к ограничениям по экспорту добавилась низкая инвестиционная активность.
По итогам 11 месяцев текущего года инвестиции снизились на 1,8% при практически нулевом промпроизводстве и позитивных результатах в сельском хозяйстве (+6,8%). При этом единственным драйвером роста оставался потребительский спрос: реальные доходы населения за год выросли почти на 4%, а розничный товарооборот превысил данный уровень.
В следующем же году, считают аналитики Института “Центр развития” НИУ ВШЭ, потребительская активность продолжит снижаться вследствие замедления роста доходов населения. Так, у бюджетников, по прогнозу МЭР, они повысятся на 3% против текущих 10-11% в реальном выражении. При этом инвестиционный спрос, напротив, увеличится, в основном за счет эффекта низкой базы. В результате перекос между динамикой потребления и инвестиций несколько смягчится при инерционных темпах роста ВВП до 1,7-1,8%.
Предполагаемые низкие темпы роста экономики, уточнила директор Института “Центр развития” НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова, в значительной мере обусловлены взятым курсом властей скорее на наведение порядка, чем на оживление экономической активности. В принципе, предпринимаемые меры по повышению эффективности бюджетных расходов и избавлению от недобросовестных банков (а также проведению с начала 2014 г. проверок НПФ) должны привести к утверждению более прозрачных и предсказуемых правил игры на рынке.
Однако в условиях сегодняшней негативной внешней и внутренней конъюнктуры они производят угнетающее воздействие на бизнес. Предоставление правоохранительным органам права возбуждать уголовные дела по налоговым правонарушениям лишь усугубило этот настрой. И чтобы ситуацию изменить, властям следует принять шаги по повышению доверия со стороны предпринимателей, ежедневно демонстрируя свою заинтересованность в их деятельности, пояснила “Вести Экономика“ Акиндинова.
Когда “жить скучно”, невозможно повысить эффективность экономики, заметил научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин, также высказавшийся за улучшение настроения в бизнес-среде. Это особенно важно в нынешних обстоятельствах перехода от индустриальной к инновационной экономике, когда нужно не унынию предаваться, но больше работать, думать, изобретать. В рамках же прежней модели экономического развития, основанной на росте цен на нефть, существенных показателей уже добиться нельзя, констатировал Ясин. По его оценке, в следующем году отечественная экономика способна прирасти на 1,5-2%.
По расчетам руководителя направления “Макроэкономика и финансы“ Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрия Белоусова, в 2014 г. экономический рост может составить от 1% до почти 3% при 2,3% по базовому сценарию. После чего в 2015-2016 гг. графики пойдут вверх. И рост объема инвестиций в основной капитал ожидается в диапазоне от – 1,8% до 3,6% и 4,3% (по пессимистическому, базовому и оптимистическому сценариям) с постепенным повышением уровней в последующие два года.
Оптимистический сценарий развития экономики возможен, если удастся избежать кризиса в потребкредитовании и добиться наращивания инвестиций, ответил Белоусов. Выполнению последнего условия, подчеркнул он, может поспособствовать предстоящее в 2014 г. ограничение роста тарифов естественных монополий, в первую очередь на газ, и активизация работы по снижению процентных ставок по кредитам для предприятий.
Тогда как директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев видит в намеченном тарифном ограничении одну из основных причин грядущего сокращения объемов инвестиций (за счет урезания инвестпрограмм госмонополий) до – 5-6% в 2014 г. Как он напомнил, о проблемах с тарифообразованием у нас говорили давно. Но в итоге решили просто запретить на время рост тарифов, вместо того чтобы предпринять мягкую их индексацию, активизировав антимонопольную политику. Причем сделали это в самый неподходящий момент, когда экономика пошла на спад.
И усилия по деофшоризации, также предпринятые в неблагоприятный период, сейчас способны лишь ухудшить инвестиционный фон, поскольку на практике подразумевают увеличение налогового бремени на бизнес. В итоге рост российской экономики в 2014 г. окажется минусовым (–1-2%) при показателе в – 2-3% в промпроизводстве и 2%-м росте в розничной торговле с инфляцией в 7-8%, не поскупился на мрачные краски Николаев, в конце 2012 г. предсказавший нынешнее ухудшение экономической ситуации.
“2013 г. рискует стать последним годом экономического роста в России: в ближайшие годы спад продолжится“, – резюмировал директор департамента стратегического анализа ФБК.
О своевременности инициированных властями мер по той же деофшоризации спорят все последние месяцы. Хотя Россия объективно движется в русле общемирового тренда: в кризис все страны были вынуждены озаботиться пополнением казны. И для российской стороны вряд ли было бы разумно не воспользоваться преимуществами начатой коллективной борьбы с офшорными юрисдикциями, помогающими выводить деньги из-под налогов.
Другое дело, что, ограничивая возможности ведения бизнеса через офшоры, одновременно следовало бы обеспечить более комфортные и привлекательные условия для деятельности на внутреннем рынке. Точно так же, обязав чиновников хранить свои средства в России, нужно было предложить им и более разнообразные и выгодные соответствующие финансовые инструменты.
То есть систему мер по наведению порядка также необходимо было бы упорядочить и систематизировать, изначально увязав ее с объективными параметрами и ориентирами и просчитав возможные последствия, чтобы минимизировать негатив. На основе такого подхода было бы возможно разрешить и вопросы формирования тарифных формул, и проблему высоких ставок по кредитам предприятий, которая, похоже, станет одной из ключевых в будущем году.
“Я вообще удивляюсь, как при сегодняшних чрезмерных кредитных ставках, дешевых депозитах и огромной марже российские банки, вопреки собственной лени, еще могут двигаться вперед!“ – заметил по этому поводу Ясин.
Еще один актуальный вопрос – о госинвестициях. По определению директора Института экономики РАН Руслана Гринберга, альтернативы использования резервных госсредств в инвестиционной сфере, прежде всего через механизмы ГЧП, нет. О допустимых пределах расходования денег ФНБ эксперты продолжают дискутировать, но сходятся во мнении, что средства эти не следует растрачивать на глобальные мегапроекты.
Так, Игорь Николаев полагает, что выход из сложившейся ситуации могло бы обеспечить стимулирование внутреннего спроса посредством активной реализации инфраструктурных проектов на региональном уровне. Данное направление может стать перспективным, указал Дмитрий Белоусов, если будет налажен эффективный (в том числе общественный) контроль за качеством и стоимостью новых дорожных километров при сопутствующем формировании современной логистической системы, помогающей дорогам обрасти бизнес-деятельностью.
Таким образом, необходимость наведения порядка очевидна и здесь. Но открытым остается вопрос о выборе наиболее оптимальных инструментов, в том числе с точки зрения выполнения главной задачи – оживления экономического роста. От успешного его разрешения зависит дальнейшее движение графика роста ВВП в 2014 г. – вверх или вниз.