Россия опередила Венесуэлу по экономическому пессимизму

Россия опередила Венесуэлу по экономическому пессимизму

В России за период с начала 2008 по конец 2013 года количество потребителей, опасающихся рецессии, выросло на 31 процентный пункт.

 Об этом свидетельствуют данные исследования потребительской уверенности (consumer confidence), опубликованного компанией Nielsen 29 января.

По динамике роста обеспокоенности в связи с замедлением экономики россияне опередили жителей Венесуэлы, где за тот же период количество опасающихся рецессии возросло на 24 процентных пункта, и Мексики (рост на 22 процентных пункта). Более пессимистические взгляды Nielsen выявил в Финляндии — за пять лет опасения из-за рецессии выросли на 68 процентных пунктов. В Нидерландах рост составил 47 процентных пунктов, а в Польше — 43 процентных пункта.

В самых крупных экономиках мира Nielsen отметила противоположную тенденцию — снижение страхов покупателей от возможной остановки экономического роста. В СШАс начала 2008 года количество опасающихся рецессии сократилось на 14 процентных пунктов, в Германии — на девять процентных пунктов, а в Японии — на три процентных пункта. В Nielsen прогнозируют, что уверенность потребителей будет увеличиваться вслед за экономическим ростом.

В четвертом квартале 2013 года лучше всех чувствовали себя покупатели в Индонезии. Индекс их потребительской уверенности составил 124 пункта. На втором месте оказались граждане Индии (115 пунктов), а на третьем — Филиппины (114 пунктов).КНР заняла четвертую позицию (111 пунктов), а Бразилия и ОАЭ поделили пятое место, набрав 110 пунктов. США не вошли в десятку государств с самым высоким уровнем потребительской уверенности. В четвертом квартале индекс в Соединенных Штатах составил 95 пунктов — на три процентных пункта ниже, чем в предыдущем квартале.

Мировой индекс потребительской уверенности (The Nielsen Global Consumer Confidence Index) в четвертом квартале 2013 года составил 94 пункта. Он не менялся на протяжении последних трех кварталов, однако на три пункта превышает показатели годичной давности, отметили в Nielsen. Показатель индекса ниже 100 пунктов свидетельствует о низком уровне уверенности покупателей.

Опасения россиян в связи с возможной рецессией могут быть связаны с замедлением экономического роста на протяжении 2013 года. Минэкономразвития ожидает роста ВВП по итогам прошлого года на 1,4 процента. По прогнозам начала 2013 года, экономический рост в России должен был составить 3,6 процента. Промышленное производство, по сведениям Минэкономразвития, увеличилось на 0,1 процента.

Летом 2013 года проведенный ВЦИОМ социологический опрос показал, что 22 процента россиян считают главной угрозой для страны резкое снижение уровня жизни. В другом опросе, организованном ВЦИОМ в начале 2013 года, большинство россиян назвали финансовый и экономический кризис основной угрозой России.