Бюджет 2016 от Минфина: самое интересное и важное
- Автор
- Дата публикации
Самое интересное и важное из варианта бюджета 2016, предлагаемого Министерством финансов Украины.
Вариант бюджета на будущий год, представленный на рассмотрение Верховной Раде Министерством финансов Украины, содержит в себе более 100 страниц текста. Далее предложен краткий анализ самых важных и интересных моментов, заложенных в главный финансовый документ страны.
Запланированные расходы:
1. Социальная сфера.
Расходы по поддержанию социальных гарантий и стандартов в среднем вырастут на 14%. На жилищные субсидии, социальные выплаты населению и заработную плату бюджетным работникам будет затрачено около 2/3 бюджета.
2. Дотации Пенсионному фонду.
Дотации вырастут с 30% до 50%. Трансферт финансов для Пенсионного фонда удвоится до 165 миллиардов гривен.
3. Обслуживание государственного долга Украины.
Расходы по данному виду в бюджете 2016 значительно превышают порог комфорта в 10%. Номинально расходы можно сравнить с аналогичными расходами за 2015 год: 15% расходов госбюджета или 99 миллиардов гривен.
4. Оборона и безопасность страны.
На данный вид расходов предлагается потратить 100 миллиардов гривен, что является достаточно близким к расходам за 2015 год: в резерв госбюджета уйдет почти 15% ресурсов, сама статья расхода примерно равна 4,5% ВВП.
5. Погашение долгов прошлых лет.
В проекте бюджета заложены выплаты по погашению государственных гарантий, взятых на проведение Евро 2012. Расходы хоть и имеют тенденцию к уменьшению и сокращаются практически в 1,8 раза, но долг все равно составляет существенные 15 миллиардов гривен.
6. Поддержка угольной отрасли.
Ранее на поддержку работы шахт и дотации угольным регионам тратилось около 1% бюджета. В новом бюджете уровень выплат угольной отрасли равен нулю гривен.
7. Резервные фонды.
Проект бюджета предусматривает создание многочисленных "резервов". Объем денег, находящихся в распоряжении Государственного фонда регионального развития, увеличится в два раза и составит 5,6 миллиарда гривен. В то же время, использование средств Фонда остается под вопросом: предполагается создание дополнительных фондов, представляющих из себя своеобразную "подушку безопасности" для правительства. В общем и целом исполнение расходов Фонда регионального развития составляет 3,9%.
8. Дефицит.
Правительство возлагает решение проблемы дефицита денег на местные органы власти. Несмотря на запланированное увеличение заработной платы бюджетникам, медицинская и образовательная субвенции для местных бюджетов практически не меняется. Оптимизация и реформирование данного сектора расходов является очевидной необходимостью.
9. Фонд гарантирования вкладов, поддержка НАК "Нафтогаз Украины", спасение банков.
На эти цели в проект бюджета заложена формула "16+Х" миллиардов гривен, без определения верхнего предела. В 2015 году расходы такого плана составили 99 миллиардов гривен. Согласно Меморандуму МВФ, на эти цели резервируется около 65 миллиардов гривен.
Планируемые доходы:
1. Сокращение трансфертов от НБУ.
Такого рода платежи планируется сократить в 2 раза, до 34 миллиардов гривен. Разницу НБУ может сократить ввиду уменьшения обязательств по ОВГЗ, выкупленными НБУ.
2. Перераспределение доходов от ввозной пошлины.
Доходы от ввозной пошлины будут сокращаться в два раза - до 19 миллиардов гривен. Это объем расходов, которые планируется потратить на подготовку кадров, обучающихся в ВУЗах III - IV уровней аккредитации.
3. Плата за лицензии на пользование радиочастотным ресурсом.
Данный вид доходов планируется уменьшить с 9 миллиардов гривен до 100 миллионов гривен. Планируется потратить на Национальную полицию, хотя этой суммы недостаточно.
4. Единый налог.
Поступления от оплаты единого налога станут источником наполнения государственного бюджета (+3,4 миллиарда гривен). Таким образом центральное правительство попытается решить проблемы за счет местных бюджетов.
5. Акцизный сбор.
Планируемый рост от акцизного сбора составит 1,4%. В бюджет заложено повышение ставок акциза (фиксированных и адвалорных (процент к цене)) на алкоголь и сигареты.
6. Увеличение НДС на лекарства.
В проекте бюджета планируется увеличить НДС на лекарственные препараты и, тем самым, привлечь в бюджет 10 миллиардов гривен. В бюджете предусмотрена адресная компенсация, но механизм ее реализации пока не описан и его не существует.
7. Усиление роли государства как собственника предприятий.
Запланированный уровень дохода от государственных предприятий должен вырасти в 2,5 раза - до 11,1 миллиардов гривен.