Предприятия Украины требуют моратория на повышение ж\д тарифов

Автор

Все украинские ГОКи требует моратория на повышение ж\д тарифов.

Правительство обязано ввести мораторий на повышение ж\д тарифов на грузовые перевозки. Об этом в своем обращении к премьер-министру Арсению Яценюку, главам Мининфраструктуры, Минэкономразвития, Минэкономике, а также Государственной регуляторной службы заявили руководители крупнейших предприятий горно-обогатительной отрасли – Полтавского, Южного, Ингулецкого, Северного, Центрального ГОКов, Криворожского и Запорожского железнорудных комбинатов, а также ПАТ "ЕВРАЗ Сухая Балка".

В заявлении говорится, что от экспорта железнорудного сырья Украина получает более 2 млрд. долларов в год. Но есть риск утерять этот источник доходов, лишившись также порядка 50 тысяч рабочих мест. С начала 2014 года мировые цены на руду снизились втрое, а конкуренция значительно усилилась. Многие горнорудные компании из США, Австралии, Китая, Африки заявили о сокращении производства. При этом, с точки зрения логистики, поставщики руды из Австралии и Южной Америки находятся в более выгодных условиях, имеют меньшее "плечо" доставки, возможность загружать крупнотоннажные суда, которые не способны обслуживать украинские порты.

Прогнозируется, что в 2016 году цены на руду снизятся еще на 15-20%. В таких условиях запланированное Мининфраструктуры резкое повышение тарифов на ж\д перевозки приведет к убыточности производства железнорудного сырья в Украине, отказу инвесторов от работы с украинскими предприятиями, существенному снижению уровня инвестиционной привлекательности страны в целом.

"Вероятный сценарий – падение производства в отрасли на 50%, снижение экспорта на 75%", - отмечается в обращении.

В документе подчеркивается, что МИУ декларирует повышение тарифов на 30%, однако с учетом дополнительных факторов, таких как увеличение тарифа на порожний пробег вагонов, повышающего коэффициента на перевозки на расстояние более 500 км и т.д., фактический рост тарифа в течение 2016 года составит почти 50%. А для грузов 1 класса, к которым относится руда, тариф поднимется на 65%.

Между тем, в соседних с Украиной государствах, таких как Россия и Турция, затраты на перевозку по железной дороге уже сейчас ниже, чем в нашей стране. Снижение цен на сырьевые товары вынуждает правительства других стран идти навстречу своим производителям. Так, со следующего года "Российские железные дороги" увеличат размер максимальной скидки для клиентов с 12,8 до 25%. Таким образом, российские предприятия получат преимущества в сравнении с украинскими, что позволит им вытеснить отечественного производителя с внешних рынков.

По мнению промышленников, нет оснований говорить, что нынешние тарифы на грузовые перевозки являются для "Укрзализныци" экономически необоснованными или убыточными. За счет грузовых перевозок в 2014-2015 годах госмонополия получила порядка 15 млрд гривень прибыли.

"В данный момент идет процесс корпоратизации "Укрзалізниці". Считаем, что лишь после ее завершения, имея понимание реальной ситуации в компании, можно вернуться к вопросу пересмотра тарифов и политики ценообразования на грузовые перевозки", - резюмируется в обращении.