УКБС предлагает упростить администрирование налогов

УКБС предлагает в рамках налоговой либерализации отменить штрафные санкции.

Ассоциация "Украинский Кредитно-Банковский Союз" предоставила предложения по разработке Программы либерализации государственной налоговой политики на 2013-2014 годы, которая готовится по поручению Президента Украины. Предложения УКБС, направленные на упрощение процедуры администрирования налогов для плательщиков, были рассмотрены Общественным советом при ГНСУ с участием председателя налогового ведомства, сообщили в пресс-службе УКБС.

В частности, УКБС предлагает в рамках налоговой либерализации отменить штрафные санкции за представление налогоплательщиками уточняющих расчетов и налоговой отчетности с ошибками, которые не приводят к занижению налоговых обязательств и потерям. Ведь большинство таких ошибок связано со сложностью налоговой системы Украины, частыми изменениями налогового законодательства и адаптацией бизнеса к этим изменениям.

"Следует учитывать, что система администрирования налогов в Украине еще остается одной из наиболее сложных в глобальном масштабе. Так, несмотря на некоторое улучшение относительно уменьшения количества платежей и затрат времени на уплату налогов, оценка качества налоговой системы Украины согласно рейтингу Всемирного банка "Doing Business- 2013" остается значительно ниже (165 место из 185) общей оценки ведения бизнеса в Украине (137 место из 185). При этом, для выполнения налоговых обязательств украинской бизнес ежегодно тратит около 25% рабочего времени - около 500 часов в год, - отметила Генеральный директор Ассоциации "Украинский Кредитно-Банковский Союз" Галина Олифер.

По мнению УКБС, улучшению условий деятельности бизнеса будет способствовать сокращению сроков проведения проверок. В частности, с принятием Налогового кодекса для крупных налогоплательщиков были на половину увеличены сроки проведения и продления проверок и установлена возможность их остановки на срок до 30 рабочих дней, что привело к увеличению сроков работы субъектов хозяйствования в чрезвычайном режиме. Целесообразно сократить сроки продления выездных проверок крупных налогоплательщиков: с 15 до 5 рабочих дней для плановой и с 10 до 5 для внеплановой проверки, что обеспечит одинаковый подход к плательщикам налогов, уменьшение вмешательства в их деятельность, сокращение финансовых и временных затрат плательщиков на обеспечение прохождения проверок.

Также УКБС отмечает, что процедура уплаты налогов должна быть простой и удобной для плательщиков и предлагает снять с них лишнее организационное нагрузки при сборе таких налогов, как плата за землю, экологический налог и сбор за специальное использование воды. Нужно предоставить лицу возможность подавать обобщенную налоговую отчетность (в разрезе мест расположения объектов налогообложения) только в орган ГНС, на учете которого она находится как основной налогоплательщик. И обязать этот налоговый орган распределять суммы уплаченных налогов/сборов между региональными ДПС, где находятся объекты налогообложения, и направлять их в соответствующие бюджеты.

По убеждению экспертов УКБС, такой порядок позволит уменьшить объемы налоговой отчетности в крупных налогоплательщиков, упростить контроль за ними и оптимизировать администрирование этих видов налогов и сборов.

Кроме того, требуют упрощения регистрационные, разрешительные процедуры и порядок внесения изменений в учетных данных налогоплательщиков. На сегодня, юридическое лицо при изменении учетных данных должен сообщить не только орган ГНС, на учете которого находится как основной налогоплательщик, но и органы ГНС, где учитывается как плательщик отдельных видов налогов. Поэтому УКБС предлагает предоставить плательщикам возможность подавать соответствующие заявления и сведения только в один орган ГНС, где он учитывается, в т. ч. с использованием современных электронных сервисов. А также обеспечить передачу сведений о плательщике в других налоговых органов в пределах налогового ведомства.

По мнению УКБС, положения Программы налоговой либерализации должны быть направлены также на совершенствование норм НКУ, которые допускают множественное толкование и приводят к непониманию между налоговиками и налогоплательщиками. Ведь даже официальная позиция ГНСУ относительно применения отдельных норм налогового законодательства в течение 2012 изменений несколько раз.

В УКБС убеждены, что учет этих предложений будет способствовать упрощению условий ведения бизнеса, его развития и, соответственно, увеличению налоговых поступлений в бюджет.