"Укрзализныце" за 5 лет нанесен ущерб на 29 млрд грн

"Укрзализныце" за 5 лет нанесен ущерб на 29 млрд грн

За перевозку пассажиров в дальнем и пригородном сообщениях за последние 5 лет "Укрзализныце" нанесен весомый ущерб.

Об этом сообщили в пресс-службе предприятия. В том числе, за перевозку пассажиров в дальнем сообщении с 2008 года убытки составили 15,1 млрд грн, а в пригородном сообщении - 14 млрд грн. Все негативные финансовые результаты "Укрзализныця" покрыла за счет собственных доходов от перевозки грузов. В то же время, в условиях государственной поддержки эти средства могли бы быть направлены на долгосрочные капитальные вложения.

За перевозку пассажиров (в дальнем и пригородном сообщениях) в 2008 году железным дорогам Украины нанесен ущерб 4,8 млрд грн, В 2009-м - 5,2 млрд грн, 2010-м - 5,6 млрд грн, 2011-м - 6 , 6 млрд грн, в 2012-м ожидается 6,9 млрд грн.

Такая ситуация сложилась из-за низких социальных тарифов, которые меньше даже себестоимости самих перевозок, с одной стороны, и отсутствие государственных дотаций, которые бы покрывали перевозчику разницу между затратами на пассажирские перевозки и низкими расчетами за них с другой в условиях чрезмерной изношенности парка. Хронический дефицит средств в пассажирском секторе "оттягивает" на себя финансовый ресурс из грузового, поскольку в области действует перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет доходов от грузовых, однако средств железных дорог не хватает на ремонт и закупку пассажирского подвижного состава в необходимых объемах.

К тому же, в соответствии с Законом Украины "О железнодорожном транспорте", средства на приобретение пассажирского подвижного состава должны выделяться из государственного бюджета для обеспечения перевозок в дальнем сообщении, а для пригородных - из местных бюджетов. Эти нормы закона в Украине не выполняются.

Также ситуация осложняется и постоянной задолженности из Государственного и местных бюджетов железным дорогам Украины за перевозку пассажиров 26 льготных категорий граждан. В пригородном сообщении льготные категории граждан составляют почти 70% всех перевезенных пассажиров.

За 5 последних лет за перевозку пассажиров льготных категорий (в дальнем и пригородном сообщениях) железные дороги Украины из государственного и местных бюджетов недополучили 1,7 млрд грн средств за совершенные перевозки. В частности, в 2008 году недополучено 220 млн грн, в 2009-м - 345 млн грн, в 2010 - м - 372 млн грн, в 2011-м - 388 млн грн, за 11 месяцев 2012-го ожидается 340 млн грн.

"Укрзализныця" отметила насущную необходимость в поддержке на государственном и региональных уровнях по обеспечению потребности пассажиров в перевозках, которая имеет общее общественное значение, в частности необходимость действия компенсаторного механизма потерь перевозчика и финансирования обновления пассажирского подвижного состава. А также привлечение частных инвестиций в ситуации, когда пассажирские перевозки стабильно показывают отрицательный финансовый результат, в силу разных причин, в том числе из-за больших инфраструктурных составляющих затрат, низких тарифов, эксплуатации устаревшего энергозатратного подвижного состава.