Россия поможет Украине "поднять" кораблестроение

Россия поможет Украине "поднять" кораблестроение

Сотрудничество с Россией позволило бы Украине обеспечить производственные мощности отечественного кораблестроения.

Такое мнение УНН высказал лидер общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук.

В.Медведчук отметил, что 30 января в Николаеве Общественное движение "Украинский выбор" организует круглый стол, посвященный проблемам и перспективам кораблестроительной промышленности, а также вопросам сотрудничества в этом вопросе с Таможенным союзом.

"Нужно сказать, что судостроение редко фигурирует в политическом контексте. Хотя Украине досталось более трети всех мощностей союзного судостроения, сейчас эта отрасль потеряла свое стратегическое значение.

Между тем, судостроение имеет огромную социальную и государственную важность. Редкая отрасль народного хозяйства столь же сильно влияет на развитие смежных производств и технологий - приборостроение, цветная металлургия, двигателестроение развиваются или приходят в упадок синхронно с судостроением. Одно рабочее место в этой отрасли обеспечивает занятость в смежных отраслях до десяти работников", - сказал Медведчук.

Вместе с этим, по его мнению, отрасль не имеет позитивных перспектив без продуманной государственной поддержки. Пока же отечественное кораблестроение загружено работой примерно на 40%.

"Отрасль требует комплексного и профессионального подхода, что для нынешней украинской экономической политики является большой редкостью.

Так, с 1 января этого года стартовал эксперимент по созданию украинскому судостроению благоприятных условий работы, парламент принял закон о государственной поддержке отрасли, действие которого рассчитано на десять лет. Будет ли он в достаточной мере эффективным? Рискну предположить, что нет. Государственные гарантии по кредитам, освобождение от пошлин на ввоз иностранных комплектующих и незначительные налоговые льготы могли бы подтолкнуть к развитию успешно работающие предприятия, но они не спасут тонущую отрасль. В первую очередь, судостроению нужны заказы - а потом уже льготы.

Особенностью отрасли является то, что данная сфера ориентирована преимущественно на экспорт. Соответственно, отрасль напрямую зависит от внешней экономической политики государства. Естественно, наиболее реальным заказчиком для наших предприятий продолжает оставаться Россия, что подтверждается и практикой. Если сейчас те заказы, которые делают, например, норвежские компании, касающиеся сборки корпусов, то Россия является основным заказчиком полнокомплектного производства. Именно для российских компаний впервые в истории независимого украинского кораблестроения были созданы серийные полнокомплектные суда, такие как траулер-рыбозавод "Генерал Трошев" (Черноморский судостроительный завод) или танкер-продуктовозы "Либерти" (Херсонский судостроительный завод).

Тем более перспективным российский рынок является в свете принятой недавно в РФ стратегии развития военного и гражданского флотов. Только прокладка Северного морского пути и освоения шельфа потребуют более тридцати платформ и более ста пятидесяти судов до 2030 года. И это без учета других проектов. При адекватной внешней политике государства украинские корабли могли бы на много лет обеспечить производственные мощности выполнением российских заказов в рамках этой программы", - отметил Медведчук.