Кризис суверенной задолженности в еврозоне продолжается

Автор

Кризис суверенной задолженности в зоне евро продолжается, несмотря на затишье.

Кризис суверенной задолженности в зоне евро продолжается, несмотря на затишье в СМИ и заметное снижение напряженности на финансовых рынках. Такое мнение высказал сегодня корр. "ИТАР-ТАСС" эксперт бельгийского банка "Aй-Эн-Джи" (ING) Жан- Клод Ванделке.

"Несмотря на все меры жесткой бюджетной экономии, во всех странах зоны евро, кроме Германии и Эстонии, продолжается рост государственной задолженности, о чем свидетельствуют последние данные Евростата. Это именно та проблема, с которой начался европейский кризис суверенной задолженности в начале 2010 года, что свидетельствует хотя бы из его названия. Сегодня он перешел в ползучую стадию, однако его первопричина не устранена", - сказал он.

По словам эксперта, несмотря на существующие квартальные колебания уровня госдолга, в целом, по остальным странам зоны евро "наблюдается устойчивая тенденция к его постепенному нарастанию". По всей зоне евро только за 1-й квартал 2013 года объем задолженности зоны евро вырос с 90,6% суммарного ВВП на конец 2012 года до 92,2%.

В абсолютных цифрах он вырос с 8,6 трлн евро в 4-м квартале 2012 года до 8,75 трлн в 1-м квартале текущего года.

Госдолг 5-ти стран зоны евро превышает 100% ВВП, по состоянию на конец 1-го квартала 2013 года - Греции (160,5% ВВП), Италии (130,3%/, Португалии (127,2%), Ирландии (125,1%) и Бельгии (104,5%).

Самый низкий долг - у Эстонии - 10% ВВП. У Германии он на "приемлемом" уровне в 81,2% ВВП.

Примечательно, что на этом фоне госдолг такой проблемной страны как Кипр на сегодня абсолютно не выглядит несоразмерным, составляя 86,9% ВВП. Однако проблема этой страны - в кризисе финансовой системы и грядущем падении доходов бюджета, а следовательно - и быстром росте госзадолженности.

"Реализуемая в Европе политика бюджетной экономии абсолютно верна по своей сути - европейские страны живут не по средствам, слишком привыкнув к накоплению долгов, - отметил эксперт. - Увы, на практике ее реализация привела к резкому спаду в реальной экономике, и, как следствие, - к значительному падению поступлений от доходов в госбюджеты. Соответственно, ее суммарный эффект оказался равен нулю, а в некоторых случаях стал отрицательным", - пояснил Жан-Клод Ванделке.

"По этой логике, финансовая ситуация во 2-й экономике - Франции - должна была бы быть почти такой же, как в Германии, однако французская ситуация намного хуже. Причина в том, что немцы еще в период благоденствия в 2004-2006 годах провели значительное сокращение госрасходов путем болезненных реформ социальной системы, которые позволили им продержаться в начале кризиса", - заключил он.

Остальные страны зоны евро, считает эксперт, начали "судорожно сокращать госрасходы уже в период кризиса, когда у них не осталось никаких резервов или свободы для маневра, что и сделало все их усилия безрезультатными".

Таким образом, по его словам, заявления ряда европейских политиков, в том числе президента Франции Франсуа Олланда, о "завершении кризиса евро", по меньшей мере, сильно преувеличены.

Вместе с тем, привычка финансовых рынков к кризису и исчезновение эмоционального накала в реакции инвесторов на ситуацию в Европе несколько защищают европейские государства от острых потрясений, позволяя им продолжать поддерживать свою жизнедеятельность за счет заемных средств. Однако эта ситуация нестабильна, и может привести к новому резкому обострению кризиса при малейшем изменении конъюнктуры рынков.